Дополнительная общеразвивающая программа по спортивной аэробике (физкультура с увлечением)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» ГОРОДА ВОЛХОВ
Принята Утверждено
педагогическим Приказом № 72 от 24.07.2015г.
Советом «ДЮСШ»
Протокол № 3 от
21 июля 2015 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ
(ФИЗКУЛЬТУРА С УВЛЕЧЕНИЕМ)
Срок реализации программы — до 4-х лет
Программа разработана:
Донцовым В.П., зам. директора по УВР
Петровой М.В., тренером-преподавателем первой категории
Горулёвой А.В., тренером-преподавателем,
Мастером спорта России
г. Волхов
2015 год
2
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Цели и задачи | 3-4 |
3 | Ребёнок дошкольник в контексте здорового образа жизни | 4-5 |
4 | Особенности психофизиологического развития детей 4-7-летнего возраста | 5-6 |
5 | Этапы организации спортивно-оздоровительной группы в «ДЮСШ» | 6-7 |
6 | Планирование. Учебный план-график | 7-8 |
7 | Структура учебных занятий | 8 |
8 | Программное содержание | 9-11 |
9 | Базовая аэробика | 11 |
10 | Методика проведения занятий | 11-12 |
11 | Контрольные нормативы (упражнения) | 13-14 |
12 | Психологическая подготовка | 14 |
13 | Педагогические выводы | 14-15 |
14 | Список рекомендуемой литературы | 16 |
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Известно, что на процесс формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) влияет та среда, в которой ребёнок воспитывается. Именно здоровье является, в конечном итоге, главной ценностью любого человека. Мы осознали, наконец, что необходимо повернуться лицом к детям, бережно отнестись к их физической и психологической природе, чтобы они почувствовали себя здоровыми, жизнерадостными. Современная действительность заставляет по-новому осознать огромный жизненный смысл двигательной активности, рассматриваемой как главный источник и побудительная сила охраны здоровья дошкольников, особенно в тех её педагогических оптимально организованных формах, которые несёт физическая культура и спорт. Во всём мире сегодня стремительно растёт популярность эмоционального, задорного, энергичного и доступного вида оздоровительной гимнастики, называемого аэробикой. Вместе с тем, аэробика может приобрести качество учебно-образовательного процесса, целенаправленно организуемого в условиях дополнительного образования, и воспитанниками данного процесса могут быть и есть дети дошкольного возраста, начиная с 4-7 лет. Аэробика для дошкольников притягательна в первую очередь активными ритмичными движениями под современную, весёлую музыку. Аэробика положительно влияет на сердечнососудистую и дыхательную системы, укрепляет нервную; поддерживает тонус мышц, создаёт хорошее настроение и помогает приобрести навыки двигательной культуры.
Данная программа по спортивной аэробике составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Закона от 04.12.2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказом Министерства Спорта российской Федерации от 12.09.2013 года № 731 «Об утверждении приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта». Приказом Министерства Спорта Российской Федерации от 27.12.2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», Приказом Министерства Спорта Российской Федерации от 12.09.2013 года № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам». Письмо Министерства Спорта Российской Федерации от 12.05.2014 года № ВМ-0410/2554 «О направлении методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской
Федерации, санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14 № 41 от 04.07.2014г., Уставом МОБУ ДОД «ДЮСШ».
Цель: сохранять здоровье в процессе роста и развития детского организма, формировать здоровый дух, осознание ребёнком возможности воспитания здорового тела.
4
Задачи:
- Оздоровительные — укрепление физического здоровья, повышение устойчивости против различных заболеваний, формирование правильной осанки и др.
- Развивающие — развитие основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание и др.), а также двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость). Обеспечение эмоционального комфорта в среде своего ближайшего окружения.
- Воспитательные — формирование устойчивого интереса к активному образу жизни, устойчивость к неблагоприятным факторам, вера в себя, уважение к людям и самоуважение.
Принципы, реализуемые в программе:
- сознательности;
- активности;
- наглядности;
- доступности;
- индивидуальности;
- систематичности;
- постепенности;
Программа является:
1 | По признаку функционального назначения | — общеразвивающей |
2 | По признаку направленности деятельности | — спортивно-оздоровительной |
3 | По уровню освоения | — углубленной |
4 | По уровню подготовленности обучающихся | — подготовительного уровня |
5 | По признаку тематической направленности | — одно тематической направленности |
6 | По признаку возрастного предназначения | — дошкольного дополнительного образования |
7 | По признаку полового предназначения | — смешанного назначения (для обоих полов) |
8 | По признаку временных ресурсов, необходимых для реализации программы | — трёхлетняя |
9 | По формам реализации | — групповая |
10 | По степени авторства | — усовершенствованная |
РЕБЁНОК ДОШКОЛЬНИК В КОНТЕКСТЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Аэробикой можно заниматься с детьми, начиная с 4-х летнего возраста в доступной для них форме, а именно — игровой. Известно, что ребёнок — это не уменьшенная копия взрослого человека. Он отличается от взрослого человека не только количественными величинами анатомических и физиологических свойств, но и качественными особенностями строения и функций организма в целом, отдельных органов и систем. Дети не терпят однообразия, внимание их быстро рассеивается, терпения хватает ненадолго. К.Д. Ушинский, прекрасно зная природу детского организма, писал: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью. Заставьте ребёнка сидеть — он очень скоро устанет; лежать — то же самое; идти он долго не может, не может долго говорить, петь, читать и менее всего
5
думать. А вот резвиться и двигаться целый день, переменять и перемешивать всё он не устанет ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтоб возобновить детские силы на будущий день».
Детский организм находится в постоянном развитии, поэтому параметры, характеризующие его здоровье, постоянно изменяются.
При оценке здоровья ребёнка, должны учитываться не только имеющиеся заболевания и отклонения в психическом или физическом развитии, но и индивидуально-типологические, биологические особенности организма. В соответствии с современным подходом, представленным в отечественной и зарубежной литературе, приводятся три определения здоровья человека:
- соматическое (физическое);
- нервно-психическое;
- сексуальное;
Все эти определения относятся и к растущему организму. Понятие «здоровый ребёнок дошкольного возраста» включает в себя набор характеристик: жизнерадостность; активность; любознательность; устойчивость к неблагоприятным внешним факторам; высокий уровень выносливости; работоспособность. Объективными критериями состояния здоровья детей, определяемыми медиками и педагогами, являются: масса тела; частота сердечных сокращений (в покое, при стандартных пробах и ежедневных физических нагрузках); показатели артериального давления; пробы с задержками дыхания на вдохе и выдохе (в сек); около суточные показатели температуры тела; индивидуальная продолжительность сна. В комплекс «субъективных» или психолого-педагогических критериев здоровья входит набор поведенческих и личностных характеристик ребёнка (жалобы, раздражительность, утомляемость и т.д.), отмечаемых педагогами вмести с родителями.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА.
Для обеспечения правильного физиологического развития детей, укрепление их здоровья, воспитания двигательных качеств детей и вооружение необходимыми знаниями, умениями и навыками педагоги должны хорошо знать возрастные психофизиологические
особенности детей. Возрастной период 4-7 летних детей называется периодом «первого вытяжения» — дети дают значительные результаты в росте. Развитие опорно-двигательного аппарата не завершено: позвоночный столб ребёнка чувствителен к деформирующим воздействиям — будь-то излишний вес, поднятие непосильной тяжести (ноши) или инфекционные заболевания. В связи с этим уделяется постоянное внимание формированию правильной осанки, способствующей хорошей функции многих важных процессов дыхания, пищеварения и т.д. А для девочек упражнения на осанку ещё и благоприятны тем, что обеспечивают им в будущем стройность, грациозность, лёгкую походку. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. Не завершено строение стопы – поэтому следует постоянно включать в занятия упражнения на профилактику плоскостопия.
6
К 6-ти годам у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, поэтому дети этого возраста легко осваивают основные движения (бег, прыжки, метание и т.д.), движения становятся более координированными и точными. Мелкие мышцы слабы, особенно кисти рук. Их следует развивать, используя в играх мелкие предметы. Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия, может выполнять упражнения, с различной амплитудой, выполнять упражнения «медленно-быстро». К пяти годам размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется сердечная деятельность, пульс неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести годам составляет 92-95 ударов в минуту, а во время физической нагрузки она не должна превышать 150-160 ударов в минуту. В данном возрасте у детей преобладает грудной тип дыхания и число дыханий в минуту — в среднем 25. Значительно увеличивается потребность в двигательной активности. «А у меня внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель …» — очень точно подметил поэт. В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения: бегать, прыгать, скакать — всё это для них столь же естественно и необходимо, как дышать. Врачи и физиологи этот возраст называют «возрастом двигательной расточительности». Двигательный потенциал детей 4-7 лет очень высок и поэтому они с большим удовольствием и без особого напряжения занимаются физическими упражнениями по 40-60 минут. В данном возрасте возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения, совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Дети учатся справедливо распределять роли в игре, достойно вести себя в играх — соревнованиях, приобретают организационные навыки, приучаются действовать согласованно.
Разделение детей на здоровых и больных является методологически неоправданным. Наличие хронического заболевания у ребёнка может сочетаться с гармоничным физическим развитием, хорошими возможностями и при проведении хорошего реабилитационного курса последнее играет решающую роль в выздоровлении, достижении желательного уровня здоровья. Проблему оздоровления детей решает не только и не столько органы здравоохранения, сколько семья и дошкольные учреждения, а также учреждения дополнительного образования детей по месту жительства. И речь должна идти не только о сохранении, а прежде всего, о формировании здоровья в процессе роста и развития детского организма, формирования здорового духа, осознания ребёнком возможности воспитания здорового тела. Хочется добавить ещё и то, что многое в воспитании у детей здорового образа жизни зависит от образа жизни родителей, от их общей культуры, от социально-экономического положения семьи.
ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ В «ДЮСШ».
На первом этапе организации следует найти детей, увлечь их, заинтересовать учебными занятиями в спортивно — оздоровительной группе. С этой целью оформляются красочные объявления о наборе дошкольников в такую группу и размещаются в черте города, а также на официальном сайте «ДЮСШ».
7
На первых занятиях адаптация детей проходит быстрее, если предложить им вместе со своей мамой или любимым близким человеком пройти в раздевалку, туалет, посмотреть спортивный зал, потрогать спортивные снаряды, инвентарь. То есть совершить небольшую экскурсию по «ДЮСШ». На первые занятия, а также и в течение года детям разрешается приносить с собой на занятие любимую игрушку, которая может использоваться тренером-преподавателем в течение занятия в любой игровой ситуации.
Задача второго этапа — заинтересовать детей в группе с помощью разнообразных форм и методов обучения. Этот этап самый трудный и длительный: с сентября по май. Главное — создать благоприятную, комфортную атмосферу в группе, чтобы дети стремились и ждали общения друг с другом, которое требует от ребёнка подчинения правилам общения в коллективе.
И третий, заключительный этап — подведение итогов года, продолжительность которого — май каждого года. Задача третьего этапа — оставить в душе ребёнка хорошее, доброе впечатление о занятиях в спортивно-оздоровительной группе, о тренере-преподавателе, о друзьях, которые появились у них за прошедший год. В конце учебного года проводится спортивный праздник, на который приглашаются гости — родители, тренеры-преподаватели «ДЮСШ», спортсмены «ДЮСШ» с показательными выступлениями. Праздник сопровождается вручением наград и сладких призов. В завершении праздника детей приглашают на следующий год продолжить занятия в «ДЮСШ».
ПЛАНИРОВАНИЕ.
Планирование работы требует системность, последовательность подачи учебного материала, способствует как закреплению и совершенствованию физических навыков, так и повышению двигательной активности детей.
Годовой Учебный план на 46 учебных недель
Таблица 4 | ||||||||
Содержание | Спортивно-оздоровительный этап | |||||||
Количество часов в неделю | 6 | |||||||
Теоретическая подготовка (час) | 6 | |||||||
Общая физическая подготовка (час) | 84 | |||||||
Специальная физическая подготовка (час) | 62
|
|||||||
Акробатика (час) | 44
|
|||||||
Хореография (час) | 44
|
|||||||
Техническая подготовка (час) | 26 | |||||||
Контрольные упражнения (час) | 10 | |||||||
Всего часов | 276 | |||||||
СТРУКТУРА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.
Программа рассчитана на 276 учебных часов в год — 46 учебных недель. Возраст детей — 4-7 лет. Количество обучающихся в группе 15-20 человек. Занятия проводятся 3 раза в
неделю по 2 академических часа. Длительность одного академического часа для детей 4-х лет — 20 минут; для детей 5-ти лет — 25 минут; для детей 6-ти-7-ми лет — 30 минут.
В первой части занятия предлагаются построение, перестроение, упражнение на внимание, ходьба, бег с различными заданиями. Заканчивается эта часть стретчингом — растяжкой. Особое внимание обращается на чередование упражнений в ходьбе и беге. Их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, также может привести к нежелательным последствиям.
Во второй части занятия — общеразвивающие упражнения под музыку (с предметами и без них), сюда же включён аэробический комплекс упражнений, который выполняется под ритмичную музыку, уделяется большое внимание развитию базовых движений аэробики. Дети с большим удовольствием постигают первые шаги в аэробике и охотно выполняют под музыку ритмичные движения. В эту часть занятия входят и основные виды движений (прыжки, упражнения в равновесии, лазания, ползание, метание, бросание, ловля). Сюда же включены различные эстафеты, проводятся игры большой подвижности и спортивные игры.
В заключительной части используют упражнения в ходьбе, несложные игровые задания, игра малой подвижности, задание на дом.
В летнее время программный материал выполняется детьми в форме домашнего задания с записью в личном дневнике ребёнка под руководством родителей. Основная нагрузка на лето направлена на оздоровление: упражнения на осанку, плавание, профилактика плоскостопия — ходьба по траве, песку, по мелким камешкам.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
9
Теоретическая подготовка. Знакомство с аэробикой, как с одним из видов спорта, развивающимся в России. Оздоровительная и спортивная аэробика, их различие.
Психологическая подготовка. Свободное общение со сверстниками, с тренером-преподавателем и другими окружающими их людьми.
Дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности — это то образовательное пространство, которое предполагает своевременность педагогических действий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей как физического, так и психологического. Оно позволяет учитывать физический потенциал каждого ребёнка и в соответствии с этим своевременно и полно развивать всё конституционно — наследственные, позитивные задатки и корректировать негативные. Особое место в работе занимает технология педагогической помощи, создающая атмосферу взаимодействия между педагогом и его воспитанниками, направленная на мобилизацию возможностей ребёнка для решения двигательных задач и реализацию двигательных способностей дошкольника в сфере коллективного взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. Организованная таким образом деятельность решает двуединую задачу: повышает интерес к занятиям, что позволяет целенаправленно и эффективно
стимулировать и актуализировать возможности ребёнка в двигательной сфере, способствует развитию двигательной активности рассматриваемой как главный источник и побудительная сила охраны здоровья дошкольников. Двигательная активность является необходимым условием для становления и совершенствования ребёнка как биологического существа социального субъекта. В дошкольном возрасте внимание детей неустойчивое, они не терпят однообразия, терпения хватает ненадолго. Поэтому активность и интерес к учебно-тренировочным занятиям поддерживается и стимулируется игровыми мотивами, вводятся игровые персонажи и сюжетные линии, охватывающие почти все занятие.
Строевые упражнения: построения в шеренгу, колонну по одному, парами, в две, три колонны, в круг, полукруг, в два – три звена. Повороты налево, направо, на 180 градусов, кругом.
Развитие основных видов движений. Развитие основных видов движений старших дошкольников имеет свои особенности. На этом этапе обучения в связи с увеличением диапазона двигательных навыков и умений, развитием физических качеств (скорости, выносливости, быстроты и т.д.) появляется возможность более
успешного овладения как упражнениями в их целостном виде, так и отдельными элементами техники движений.
Упражнения в ходьбе и беге: задачей упражнений в ходьбе и беге является выработка лёгких, свободных движений с хорошей координацией рук и ног. В старшем
дошкольном возрасте дети приобретают умения сохранять направление и равномерность бега и ходьбы.
10
Разновидности бега и ходьбы: ходить и бегать друг за другом в колонне по одному, парами, меняя направление по указанию тренера-преподавателя или по ориентирам, ходьба и лёгкий бег спиной вперёд, ходить и бегать с преодолением препятствий, бегать наперегонки, увёртываться от ловящего.
Методические указания: во время ходьбы и бега быстро реагировать на дополнительные задания преподавателя (останавливаться по сигналу, перешагивать через предметы, подпрыгивать вверх, поворачиваться, приседать …).
Подвижные игры с бегом: «Пилоты», «Совушка-сова», «Космонавты», «Гуси-лебеди», «Два мороза», «Пустое место», «караси и щука», Зайцы и волк», «Ровным кругом», «Воробьи и вороны», «Ниточка с иголочкой».
Игры с ходьбой (малой подвижности): «Найди, где спрятано?», «Светофор», «Найди своё место».
Упражнения в прыжках: арсенал упражнений разнообразен. В данном возрасте наблюдается более сильное отталкивание от опоры, энергичный взмах рук, лучшая согласованность движений во всех фазах прыжков в высоту, в длину и т.д. Дети достаточно хорошо справляются с нагрузками, особое внимание уделяется качеству движений.
Разновидности движений в прыжках: прыжки на одной ноге — поочерёдно с продвижением вперёд, на двух ногах с продвижением вперёд, ноги врозь-вместе на месте и с продвижением вперёд, прыжок в длину с места, в высоту с разбега, с целью достать предмет, подвешенный выше поднятой руки ребёнка на 10-12
см, спрыгивать с высоты (30-35см), мягко приземляясь, прыгать через короткую скакалку любым способом, подвижные игры: «Удочка», «Зайцы и волк».
Упражнения в метании: дети шестилетнего возраста способны точно попасть в цель, энергично замахиваясь и приняв правильное исходное положение, бросив мяч на дальность. Они подбрасывают мяч высоко (на 80-100 см) меняют позу, направляют руки в сторону летящего мяча, что свидетельствует о значительном совершенствовании координации движений.
Разновидности упражнений в метании: подбрасывание мяча вверх (50-60 см) и ловля двумя руками (8-10 раз) без падения; подбрасывать и ловить мяч с хлопками; метание в цель с 3 м правой (сильной) и с 2 м левой (слабой) руками поочередно; метание мяча на дальность правой и левой руками поочерёдно (не менее 5-6 м); перебрасывание мяча друг другу снизу, от груди, из-за головы; перебрасывать мяч через сетку (верёвку), натянутую выше головы ребёнка; подвижные игры: «Охотник и зайцы», «вышибала», «Лиса и колобок», «Снайперы», «Снежки».
Упражнения в равновесии. Известно, что равновесие является постоянным и необходимым компонентом любого движения.
Задержка или недостаточные функции равновесия влияют на точность движений, темп, ритм. Улучшение результатов у детей 4-7 лет происходит в связи с достаточно хорошим развитием координации тонуса мышц.
Предлагаются упражнения на уменьшенной и повышенной опоре, выполнение на ней движений с различными предметами. Все
11
упражнения на развитие равновесия требуют от детей сосредоточенности, внимания, волевых усилий.
Разновидности упражнений в равновесии: ходить и бегать по возвышенной опоре (ширина 20-40 см, высота 30-40 см), прямо, боком, с разным положением рук и ног, ходить на четвереньках по скамейке, ходить и бегать по скамейке, выполняя дополнительные задания, ходить по скамейке с мешочком на голове.
Ползание и лазание: на четвереньках по гимнастической скамейке, бревну; на животе, спине. Пролазание в обруч разными способами, подлазание под дугу. Лазание по гимнастической стенке с использованием одноимённого и перекрёстного движения рук и ног, перелезание с одного пролёта стенки на другой (по диагонали).
Подвижные игры на равновесие.
БАЗОВАЯ АЭРОБИКА.
Для простоты обучения занимающихся искусственно выделяются семь базовых движений оздоровительной аэробики, которые приемлемы и для детей дошкольного
возраста (4-7 лет). И именно с них начинают проведение уроков аэробики в неподготовленных группах, а также и в спортивно-оздоровительных группах для дошкольников, как часть занятия.
- March (iog) – марш. Loa — шаги, Hi — бег.
- Step toush — приставной шаг. Выполняется в Loa — (на шагах) или в Hi (беге).Степ тач.
- Knee up подъём колена. Вперёд, в сторону (под углом до 45 градусов от фронтальной плоскости). Выполняется в Lo, Hi. Ни-ап.
- Skip — носочек.
- Jack — подскоки ноги врозь, ноги вместе. Выполняется только в Hi.
- Lunge — выпад назад, в сторону — Lo, Hi. Ланч.
- Graipe vine — скрестный шаг — Lo, Hi. Скрестный шаг.
- V — step — ви — степ — Lo. Ви – степ.
- Kick — мах вперёд, в соторону, назад (до 90 градусов) — Lo, Hi. Кик.
Возможные ошибки в движениях ногами:
- Переразгибание колена.
- Пятки не касаются пола.
- Спина не вертикальна.
Возможные ошибки в движениях руками:
- Переразгибание в локтевом суставе.
- Разведение рук в сторону более чем на 180 градусов.
- при подъёме рук вверх заведение их дальше вертикали.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
Двигательная активность дошкольников 4-7 лет не должна быть оторвана от речевой или другой деятельности! Движения ребёнка вполне могут развиваться в процессе игры, когда с помощью логических связей объединяются несколько видов деятельности: физическая культура, музыка, речевая деятельность.
12
Но всё это должно быть продумано, и игровая ситуация подготавливается заранее. Рекомендуется проводить занятия в сюжетно-игровых формах, т.к. игровой сюжет, объединяющий несколько видов деятельности, доставляет ребёнку радость, облегчающую решение конкретных задач, стоящих перед педагогом.
Аэробика для ребёнка не самоцель, а игра. Поэтому каждому упражнению рекомендуется придавать занимательный характер. А в организации занятий наиболее эффективными оказываются следующие методы и приёмы: сказка-беседа, чтение стихотворений или отрывков из детской художественной литературы (пословицы, поговорки, потешки, считалочки), помогающие осмысливанию поставленных перед детьми задач и сознательному выполнению двигательных упражнений, самостоятельному их применению в различных ситуациях. Игровые занятия по перевоплощению в данный образ по теме занятия (превращение в комаров, разведчиков), создание музыкальной композиции образа («Полёт шмеля», «Извержение вулкана») под соответствующее музыкальное сопровождение. Игровые задания на придумывание дальнейшего плана действий и подвижных игр по тематике занятия. Практический метод, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движений в образной форме или с использованием элементов соревнования.
В тех случаях, когда у ребёнка в процессе занятия возникли затруднения, рекомендуется использовать разные виды педагогической помощи:
- стимулирующая помощь (воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных возможностей ребёнка для преодоления затруднений);
- эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие действия ребёнка);
- направляющая помощь (такая организация деятельности ребёнка, при которой все компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет ориентировку ребёнка);
- организующая помощь. Исполнительская часть деятельности осуществляется ребёнком, а планирование и контроль — взрослым, причём планирование и контроль со стороны взрослого лишь указывают последовательность действий, а содержание каждого этапа работы, оценка правильности выполнения производятся самим ребёнком;
- обучающая помощь (т.е. обучение ребёнка новому для него способу действия, показ или непосредственное указание, что и как надо делать);
- проведение музыкально-спортивных праздников, соревнований: «Весёлые старты», соревнования по ОФП,
«Зимний день здоровья», летняя спартакиада, итоговый спортивный вечер, летний спортивный праздник воды.
Методические указания: В процессе выполнения упражнений следует постоянно следить за осанкой и дыханием ребёнка, приучать его дышать через нос, делать полный выдох. Если ребёнок во время занятий, и особенно при беге, стал дышать через рот, это сигнал передозировки нагрузки.
13
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ (УПРАЖНЕНИЯ)
- СРЕДНЯЯ ГРУППА 4-5 ЛЕТ.
- Прыжок в длину с места (см) — не менее 70;
- Бег 20 м на время (сек) — 5,5-6,0;
- Метание мешочка (150гр) на дальность(м) – не менее 3,5;
- Метание набивного мяча (1 кг) на дальность из-за головы (м) – не менее 1,3;
- Наклон туловища вперёд из положения стоя согнувшись – 0+2;
- СТАРШАЯ ГРУППА 5-6 ЛЕТ.
- Бег 30 м на время (сек) — 7,5-8,5;
- Прыжки в длину с места — (см) — не менее 80;
- Прыжок в длину с разбега (см) — 35-40;
- Метание мешочка (150-200гр) на дальность (м) – не менее 5;
- Метание набивного мяча (1кг) на дальность из-за головы – не менее 200 см;
- Наклон туловища вперёд из положения стоя согнувшись (см) – 0+4;
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА 6-7 ЛЕТ.
- Бег 30м на время (сек) — 6,5-7,5;
- Прыжок в длину с места (см) – не менее 110;
- Прыжок в длину с разбега (см)и — не менее 170;
- Прыжок в высоту с разбега (см) — 50;
- Метание мешочка (200гр) на дальность – 6-9м;
- Метание набивного мяча (1кг) на дальность — 290-300 см;
- Наклон туловища вперёд из положения стоя согнувшись – 0+4;
В конце учебного года, по окончанию прохождения программы, дополнительные нормативы:
- Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (количество раз);
- Держать «Угол» — пятки на полу (в сек) из И.П. — сед, ноги вместе, упор руками у середины бедра;
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА.
Должны знать:
- Вид спорта, которым занимаются, другие виды спорта, название «ДЮСШ», которую посещают;
- Правила поведения до и после учебно-тренировочного занятия. Питьевой режим. Гигиена.
- Иметь понятия о спортивной одежде, спортивном инвентаре и оборудовании;
- Строение опорно-двигательного аппарата и деятельность внутренних органов человека;
14
- Понимать доступную спортивную терминологию;
- Комплекс упражнений, корригирующих осанку;
- Уметь объяснить правила ранее разученных подвижных игр;
Должен уметь выполнять:
- Простые строевые упражнения: строиться в шеренгу, в колонну по одному, в круг, и т.д.;
- Легко ходить и бегать друг за другом по кругу, координируя работу рук и ног;
- Разновидности бега и ходьбы;
- Ползать на четвереньках, на локтях — грудью и спиной вперёд;
- Прыжки на месте ноги врозь-вместе, и с продвижением вперёд;
- Освоить прыжки в длину с места, с небольшой высоты, и прыжки в высоту;
- прыгать через короткую скакалку любым способом;
- Освоить «школу мяча», метать мяч вдаль, перебрасывая через сетку, правой и левой рукой поочерёдно, метать в цель;
- Ходить, бегать и выполнять упражнения на возвышенной опоре с предметом на голове;
- Играть в подвижные игры, соблюдая правила игры;
- Базовые упражнения аэробики;
- Улучшить свои показатели в нормативах физической подготовки.
Психологическая подготовка:
- Дети легко общаются с взрослыми и сверстниками;
- Повышается интерес к занятиям, что позволяет целенаправленно и эффективно стимулировать и актуализировать возможности ребёнка в двигательной сфере, и способствует развитию двигательной активности рассматриваемой как главный источник и побудительная сила охраны здоровья дошкольников;
- Двигательная активность становится необходимым условием для становления и совершенствования ребёнка как биологического существа социального субъекта;
- Внимание детей становится устойчивее, активность проявляется более длительное время;
Педагогические выводы:
Качество работы тренера-преподавателя оценивается по следующим параметрам:
- Сохранность детей в группе в течение учебного года;
- Посещаемость детьми занятий;
- Улучшение двигательных качеств у детей;
- Активность и заинтересованность родителей (законных представителей) в здоровом образе жизни своих детей;
- отсутствие проблем с набором детей в группу в начале учебного года — это пожалуй главный результат в
15
деятельности тренера-преподавателя, означает, что он правильно видит проблему в воспитании и здоровье дошкольников и решает её правильными формами;
- У детей приобретается привычка к регулярным занятиям физическими упражнениями.
- Двигательная активность в данном возрасте играет роль своеобразного регулятора роста и развития молодого организма, является необходимым условием для становления и совершенствования ребёнка как биологического существа и социального объекта;
16
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва, 1991 г.;
- Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». Москва. 30 января 2002 г.;
- Информационно-методический бюллетень федерации аэробики, ритмической и танцевальной гимнастики. Москва, 2000 г.;
- Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Москва, 2003 г.;
- Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. Москва, 2001 г.;
- Матвеева Л.К. Программа по спортивной аэробике для ДЮКФП;
- Программа дошкольного образования «От рождения до школы», Москва, 2015г;
- Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. Л.И. Пензулаева, Москва, 1988г.;