Дополнительная общеразвивающая программа по спортивной аэробике (физкультура с увлечением)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» ГОРОДА ВОЛХОВ


      Принята                                                Утверждено

педагогическим                  Приказом № 72 от 24.07.2015г.     

Советом «ДЮСШ»                                                      

Протокол № 3 от                                                                      

  21 июля 2015 г.                                                                            

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ (ФИЗКУЛЬТУРА С УВЛЕЧЕНИЕМ)

Срок реализации программы  — до 4-х лет


Программа разработана:

Донцовым В.П., зам. директора по УВР

Петровой М.В., тренером-преподавателем первой категории

Горулёвой А.В., тренером-преподавателем, Мастером спорта России


г. Волхов

2015 год.

 

2

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Наименование разделов Стр.
1 Пояснительная записка 3
2 Цели и задачи 3-4
3 Ребёнок дошкольник в контексте здорового образа жизни 4-5
4 Особенности психофизиологического развития детей 4-7-летнего возраста 5-6
5 Этапы организации спортивно-оздоровительной группы в «ДЮСШ» 6-7
6 Планирование. Учебный план-график 7-10
7 Программное содержание 10-12
8 Методика проведения занятий 13-14
9 Контрольные нормативы (упражнения) 14-16
10 Список рекомендуемой литературы 17


3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Известно, что на процесс формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) влияет та среда, в которой ребёнок воспитывается. Именно здоровье является, в конечном итоге, главной ценностью любого человека. Мы осознали, наконец, что необходимо повернуться лицом к детям, бережно отнестись к их физической и психологической природе, чтобы они почувствовали себя здоровыми, жизнерадостными. Современная действительность заставляет по-новому осознать огромный жизненный смысл двигательной активности, рассматриваемой как главный источник и побудительная сила охраны здоровья дошкольников, особенно в тех её педагогических оптимально организованных формах, которые несёт физическая культура и спорт. Во всём мире сегодня стремительно растёт популярность эмоционального, задорного, энергичного и доступного вида оздоровительной гимнастики, называемого аэробикой. Вместе с тем, аэробика может приобрести качество учебно-образовательного процесса, целенаправленно организуемого в условиях дополнительного образования, и воспитанниками данного процесса могут быть и есть дети дошкольного возраста, начиная с 4-7 лет. Аэробика для дошкольников притягательна в первую очередь активными ритмичными движениями под современную, весёлую музыку. Аэробика положительно влияет на сердечнососудистую и дыхательную системы, укрепляет нервную; поддерживает тонус мышц, создаёт хорошее настроение и помогает приобрести навыки двигательной культуры.

Данная программа по спортивной аэробике составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Закона от 04.12.2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказом Министерства Спорта российской Федерации от 12.09.2013 года № 731 «Об утверждении приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта». Приказом Министерства Спорта Российской Федерации от 27.12.2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», Приказом Министерства Спорта Российской Федерации от 12.09.2013 года № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам». Письмо Министерства Спорта Российской Федерации от 12.05.2014 года № ВМ-0410/2554 «О направлении методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской

Федерации, санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14 № 41 от 04.07.2014г., Уставом МОБУ ДОД «ДЮСШ».

 

Цель: сохранять здоровье в процессе роста и развития детского организма, формировать здоровый дух, осознание ребёнком возможности воспитания здорового тела.

4

Задачи:

  1. Оздоровительные  —  укрепление физического здоровья, повышение устойчивости против различных заболеваний, формирование правильной осанки и др.
  2. Развивающие  —  развитие основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание и др.), а также двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость). Обеспечение эмоционального комфорта в среде своего ближайшего окружения.
  3. Воспитательные  —  формирование устойчивого интереса к активному образу жизни, устойчивость к неблагоприятным факторам, вера в себя, уважение к людям и самоуважение.

    Принципы, реализуемые в программе:

  • сознательности;
  • активности;
  • наглядности;
  • доступности;
  • индивидуальности;
  • систематичности;
  • постепенности;

 

Программа является:

 

1 По признаку функционального назначения — общеразвивающей
2 По признаку направленности деятельности — спортивно-оздоровительной
3 По уровню освоения — углубленной
4 По уровню подготовленности обучающихся — подготовительного уровня
5 По признаку тематической направленности — одно тематической направленности
6 По признаку возрастного предназначения — дошкольного дополнительного образования
7 По признаку полового предназначения — смешанного назначения (для обоих полов)
8 По признаку временных ресурсов, необходимых для реализации программы — трёхлетняя
9 По формам реализации — групповая
10 По степени авторства — усовершенствованная

 

РЕБЁНОК ДОШКОЛЬНИК В КОНТЕКСТЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

Аэробикой можно заниматься с детьми, начиная с 4-х летнего возраста в доступной для них форме, а именно  —  игровой. Известно, что ребёнок  —  это не уменьшенная копия взрослого человека. Он отличается от взрослого человека не только количественными величинами анатомических и физиологических свойств, но и качественными особенностями строения и функций организма в целом, отдельных органов и систем. Дети не терпят однообразия, внимание их быстро рассеивается, терпения хватает ненадолго. К.Д. Ушинский, прекрасно зная природу детского организма, писал: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью. Заставьте ребёнка сидеть  —  он очень скоро устанет; лежать  —  то же самое; идти он долго не может, не может долго говорить, петь, читать и менее всего

5

думать. А вот резвиться и двигаться целый день, переменять и перемешивать всё он не устанет ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтоб возобновить детские силы на будущий день».

Детский организм находится в постоянном развитии, поэтому параметры, характеризующие его здоровье, постоянно изменяются.

При оценке здоровья ребёнка, должны учитываться не только имеющиеся заболевания и отклонения в психическом или физическом развитии, но и индивидуально-типологические, биологические особенности организма. В соответствии с современным подходом, представленным в отечественной и зарубежной литературе, приводятся три определения здоровья человека:

  • соматическое (физическое);
  • нервно-психическое;
  • сексуальное;

Все эти определения относятся и к растущему организму. Понятие «здоровый ребёнок дошкольного возраста» включает в себя набор характеристик: жизнерадостность; активность; любознательность; устойчивость к неблагоприятным внешним факторам; высокий уровень выносливости; работоспособность. Объективными критериями состояния здоровья детей, определяемыми медиками и педагогами, являются: масса тела;  частота сердечных сокращений (в покое, при стандартных пробах и ежедневных физических нагрузках); показатели артериального давления; пробы с задержками дыхания на вдохе и выдохе (в сек); около суточные показатели температуры тела; индивидуальная продолжительность сна. В комплекс «субъективных» или психолого-педагогических критериев здоровья входит набор поведенческих и личностных характеристик ребёнка (жалобы, раздражительность, утомляемость и т.д.), отмечаемых педагогами вмести с родителями.

 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА.

 

Для обеспечения правильного физиологического развития детей, укрепление их здоровья, воспитания двигательных качеств детей и вооружение необходимыми знаниями, умениями и навыками педагоги должны хорошо знать возрастные психофизиологические

особенности детей. Возрастной период 4-7 летних детей называется периодом «первого вытяжения» — дети дают значительные результаты в росте. Развитие опорно-двигательного аппарата не завершено: позвоночный столб ребёнка чувствителен к деформирующим воздействиям  —  будь-то излишний вес, поднятие непосильной тяжести (ноши) или инфекционные заболевания. В связи с этим уделяется постоянное внимание формированию правильной осанки, способствующей хорошей функции многих важных процессов дыхания, пищеварения и т.д. А для девочек упражнения на осанку ещё и благоприятны тем, что обеспечивают им в будущем стройность, грациозность, лёгкую походку. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. Не завершено строение стопы – поэтому следует постоянно включать в занятия упражнения на профилактику плоскостопия.

6

К 6-ти годам у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, поэтому дети этого возраста легко осваивают основные движения (бег, прыжки, метание и т.д.), движения становятся более координированными и точными. Мелкие мышцы слабы, особенно кисти рук. Их следует развивать, используя в играх мелкие предметы. Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия, может выполнять упражнения, с различной амплитудой, выполнять упражнения «медленно-быстро». К пяти годам размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется сердечная деятельность, пульс неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести годам составляет 92-95 ударов в минуту, а во время физической нагрузки она не должна превышать 150-160 ударов в минуту. В данном возрасте у детей преобладает грудной тип дыхания и число дыханий в минуту  —  в среднем 25. Значительно увеличивается потребность в двигательной активности. «А у меня внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель …»  —  очень точно подметил поэт. В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения: бегать, прыгать, скакать  —  всё это для них столь же естественно и необходимо, как дышать. Врачи и физиологи этот возраст называют «возрастом двигательной расточительности». Двигательный потенциал детей 4-7 лет очень высок и поэтому они с большим удовольствием и без особого напряжения занимаются физическими упражнениями по 40-60 минут. В данном  возрасте возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения, совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Дети учатся справедливо распределять роли в игре, достойно вести себя в играх  —  соревнованиях, приобретают организационные навыки, приучаются действовать согласованно.

Разделение детей на здоровых и больных является методологически неоправданным. Наличие хронического заболевания у ребёнка может сочетаться с гармоничным физическим развитием, хорошими возможностями и при проведении хорошего реабилитационного курса последнее играет решающую роль в выздоровлении, достижении желательного уровня здоровья. Проблему оздоровления детей решает не только и не столько органы здравоохранения, сколько семья и дошкольные учреждения, а также учреждения дополнительного образования детей по месту жительства. И речь должна идти не только о сохранении, а прежде всего, о формировании здоровья в процессе роста и развития детского организма, формирования здорового духа, осознания ребёнком возможности воспитания здорового тела. Хочется добавить ещё и то, что многое в воспитании у детей здорового образа жизни зависит от образа жизни родителей, от их общей культуры, от социально-экономического положения семьи.

 

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ В «ДЮСШ».

 

На первом этапе организации следует найти детей, увлечь их, заинтересовать учебными занятиями в спортивно — оздоровительной группе. С этой целью оформляются красочные объявления о наборе дошкольников в такую группу и размещаются в черте города, а также на официальном сайте «ДЮСШ».

7

На первых занятиях адаптация детей проходит быстрее, если предложить им вместе со своей мамой или любимым близким человеком пройти в раздевалку, туалет, посмотреть спортивный зал, потрогать спортивные снаряды, инвентарь. То есть совершить небольшую экскурсию по «ДЮСШ». На первые занятия, а также и в течение года детям разрешается приносить с собой на занятие любимую игрушку, которая может использоваться тренером-преподавателем в течение занятия в любой игровой ситуации.

Задача второго этапа  —  заинтересовать детей в группе с помощью разнообразных форм и методов обучения. Этот этап самый трудный и длительный: с сентября по май. Главное  —  создать благоприятную, комфортную атмосферу в группе, чтобы дети стремились и ждали общения друг с другом, которое требует от ребёнка подчинения правилам общения в коллективе.

И третий, заключительный этап  —  подведение итогов года, продолжительность которого  —  май каждого года. Задача третьего этапа  —  оставить в душе ребёнка хорошее, доброе впечатление о занятиях в спортивно-оздоровительной группе, о тренере-преподавателе, о друзьях, которые появились у них за прошедший год. В конце учебного года проводится спортивный праздник, на который приглашаются гости  —  родители, тренеры-преподаватели «ДЮСШ», спортсмены «ДЮСШ» с показательными выступлениями. Праздник сопровождается вручением наград и сладких призов. В завершении праздника детей приглашают на следующий год продолжить занятия в «ДЮСШ».

 

ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

Планирование работы требует системность, последовательность подачи учебного материала, способствует как закреплению и совершенствованию физических навыков, так и повышению двигательной активности детей.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН – ГРАФИК ПО ОФП ГРУППЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4 –7 ЛЕТ) С ЭЛЕМЕНТАМИ АЭРОБИКИ (ВЕСЬ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ).

 

 

№ п/п

Содержание занятий Кол-во часов  

IX

 

X

 

XI

 

XII

 

I

 

II

 

III

 

IV

 

V

 

VI

 

VII

 

VIII

Теория: 7 1 1 1 1 0 0 1 1 0 1 0 0
1 Знакомство со спортивным залом, инвентарём, подсобными помещениями (туалет, раздевалка)  

 

0

 

 

1

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

2 «Опора и двигатели нашего организма». Правильная осанка  

0

 

0

 

0

 

0

 

1

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

3 «Сердце я своё сберегу, сам себе я помогу». Работа сердца  

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

1

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

4 Спортивная форма, дисциплина, правила поведения до, во время и сразу после занятия  

 

0

 

 

0

 

 

1

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

5 «Дым вокруг от сигарет, нам в том дыме места нет». Работа лёгких 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0
6 «Преодолей себя». Работа нервной системы  

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

1

 

0

 

0

 

0

 

0

7 Знакомство с видами спорта. Рассказ о спортсменах нашей «ДЮСШ»  

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

1

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

  Практические занятия   IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII

 

1 Основные виды движения:

-ходьба

-бег

-прыжки

-лазание, ползание

-равновесие

-метание, ловля

-групповые упражнения с переходами (строевые упражнения)

70

 

0

0

0

0

0

0

0

 

 

 

6

 

1

1

1

1

0

1

1

 

 

 

6

 

1

1

1

1

0

1

1

 

 

 

6

 

1

1

1

0

1

1

1

 

 

 

6

 

1

1

0

1

1

1

1

 

 

 

6

 

1

1

1

0

1

0

1

 

 

 

6

 

1

1

1

1

1

0

1

 

 

 

6

 

1

1

1

0

1

1

1

 

 

 

6

 

1

1

0

1

1

1

1

 

 

 

6

 

1

1

0

1

1

1

1

 

 

 

6

 

1

1

1

1

1

0

1

 

 

 

5

 

1

1

1

0

1

0

1

 

 

 

5

 

1

1

0

0

1

1

1

 

 

 

2 Общеразвивающие упражнения с предметами и без:

-упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса

-упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника

-упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног

 

 

32

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

0

 

 

0

3

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

1

3

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

1

3

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

1

3

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

1

3

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

1

3

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

1

3

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

1

3

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

1

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

0

 

 

1

2

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

1

 

 

1

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

0

 

 

1

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

0

 

 

1

3 Базовые движения аэробики:

-«носочек»

-«марш»

-подъём колена

-приставной шаг, скрестный шаг

-подскоки – ноги врозь, вмести

-выпады назад, в стороны, махи

70

 

0

0

0

0

 

0

 

0

6

 

2

2

1

1

 

0

 

0

6

 

1

2

1

1

 

1

 

0

6

 

1

2

1

1

 

1

 

0

6

 

1

1

2

2

 

0

 

0

6

 

0

1

1

3

 

0

 

1

6

 

0

1

0

2

 

2

 

1

6

 

0

0

2

2

 

0

 

2

6

 

1

0

2

1

 

2

 

0

6

 

0

2

2

0

 

0

 

2

6

 

1

1

1

1

 

1

 

1

5

 

1

1

1

2

 

0

 

0

5

 

1

1

1

2

 

0

 

0

4 Акробатика:

-кувырок вперёд

-мостик

 

 

20

0

0

 

0

0

0

 

2

1

1

 

1

0

1

 

1

0

1

 

2

1

1

 

2

1

1

 

2

1

1

 

2

1

1

 

2

1

1

 

2

1

1

 

2

1

1

 

2

1

1

 

5 Музыкальная грамота:

-ритм

-такт (8 долей)

-ударная нота – 1-й счёт

24

 

0

0

 

0

2

 

1

0

 

1

2

 

1

0

 

1

2

 

1

0

 

1

2

 

1

0

 

1

2

 

1

0

 

1

2

 

1

1

 

1

2

 

1

1

 

0

2

 

1

1

 

0

2

 

1

1

 

0

2

 

1

1

 

0

2

 

1

1

 

0

2

 

1

1

 

0

6 Подвижные  и спортивные игры 50 2 4 4 4 6 4 4 4 2 4 7 5
7 Праздники и развлечения 23 0 1 1 2 1 2 3 3 1 3 3 3

 

8 Контрольные нормативы:

-бег 20 м (ср. гр.)

-бег 30 м (ст. и под. гр.)

-прыжок в длину с места

-прыжок в длину с разбега

-метание мешочка на дальность

-метание набивного мяча из-за головы

-наклон туловища

-прыжок в высоту с разбега

 

16

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

0

 

0

0

8

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

1

 

1

1

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

0

 

0

0

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

0

 

0

0

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

0

 

0

0

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

0

 

0

0

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

0

 

0

0

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

0

 

0

0

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

0

 

0

0

8

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

1

 

1

1

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

0

 

0

0

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

0

 

0

0

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

0

 

0

0

  Итого часов: 312 28 25 24 25 26 25 27 27 29 26 26 24

 

СТРУКТУРА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Программа рассчитана на 312 учебных часов в год  —  52 учебных недели. Возраст детей  —  4-7 лет. Количество обучающихся в группе 15-20 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа. Длительность одного академического часа для детей 4-х  лет  —  20 минут; для детей 5-ти лет  —  25 минут;  для детей 6-ти-7-ми лет  —  30 минут.

В первой части занятия предлагаются построение, перестроение, упражнение на внимание, ходьба, бег с различными заданиями. Заканчивается эта часть стретчингом  —  растяжкой. Особое внимание обращается на чередование упражнений в ходьбе и беге. Их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, также может привести к нежелательным последствиям.

Во второй части занятия  — общеразвивающие упражнения под музыку (с предметами и без них), сюда же включён  аэробический комплекс упражнений, который выполняется под ритмичную музыку, уделяется большое внимание развитию базовых движений аэробики.  Дети с большим удовольствием постигают первые шаги в аэробике и охотно выполняют под музыку ритмичные движения. В эту часть занятия входят и основные виды движений (прыжки, упражнения в равновесии, лазания, ползание, метание, бросание, ловля). Сюда же включены различные эстафеты, проводятся  игры большой подвижности и спортивные игры.

 

10

В заключительной части используют упражнения в ходьбе, несложные игровые задания, игра малой подвижности, задание на дом.

В летнее время программный материал выполняется детьми в форме домашнего задания с записью в личном дневнике ребёнка под руководством родителей. Основная нагрузка на лето направлена на оздоровление: упражнения на осанку, плавание, профилактика плоскостопия  —  ходьба по траве, песку, по мелким камешкам.

 

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

 

         Теоретическая подготовка. Знакомство с аэробикой, как с одним из видов спорта, развивающимся в России. Оздоровительная и спортивная аэробика, их различие.

Психологическая подготовка. Свободное общение со сверстниками, с тренером-преподавателем и другими окружающими их людьми.

 Дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности  —  это то образовательное пространство, которое предполагает своевременность педагогических действий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей как физического, так и психологического. Оно позволяет учитывать физический потенциал каждого ребёнка и в соответствии с этим своевременно и полно развивать всё конституционно  —  наследственные, позитивные задатки и корректировать негативные. Особое место в работе занимает технология педагогической помощи, создающая атмосферу взаимодействия между педагогом и его воспитанниками, направленная на мобилизацию возможностей ребёнка для решения двигательных задач и реализацию двигательных способностей дошкольника в сфере коллективного взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. Организованная таким образом деятельность решает двуединую задачу: повышает интерес к занятиям, что позволяет целенаправленно и эффективно стимулировать и актуализировать возможности ребёнка в двигательной сфере, способствует развитию двигательной активности рассматриваемой как главный источник и побудительная сила охраны здоровья дошкольников. Двигательная активность является необходимым условием для становления и совершенствования ребёнка как биологического существа социального субъекта. В дошкольном возрасте внимание детей неустойчивое, они не терпят однообразия, терпения хватает ненадолго. Поэтому активность и интерес к  учебно-тренировочным занятиям поддерживается и стимулируется игровыми мотивами, вводятся игровые персонажи и сюжетные линии, охватывающие почти все занятие.

Строевые упражнения: построения в шеренгу, колонну по одному, парами, в две, три колонны, в круг, полукруг, в два – три звена. Повороты налево, направо, на 180 градусов, кругом.

Развитие основных видов движений. Развитие основных видов движений старших дошкольников имеет свои особенности. На этом этапе обучения в связи с увеличением диапазона двигательных навыков и умений, развитием физических качеств (скорости, выносливости, быстроты и т.д.) появляется возможность более

11

успешного овладения как упражнениями в их целостном виде, так и отдельными элементами техники движений.

Упражнения в ходьбе и беге: задачей упражнений в ходьбе и беге является выработка лёгких, свободных движений с хорошей координацией рук и ног. В старшем

дошкольном возрасте дети приобретают умения сохранять направление и равномерность бега и ходьбы.

Разновидности бега и ходьбы: ходить и бегать друг за другом в колонне по одному, парами, меняя направление по указанию тренера-преподавателя или по ориентирам, ходьба и лёгкий бег спиной вперёд, ходить и бегать с преодолением препятствий, бегать наперегонки, увёртываться от ловящего.

Методические указания: во время ходьбы и бега быстро реагировать на дополнительные задания преподавателя (останавливаться по сигналу, перешагивать через предметы, подпрыгивать вверх, поворачиваться, приседать …).

Подвижные игры с бегом: «Пилоты», «Совушка-сова», «Космонавты», «Гуси-лебеди»,  «Два мороза», «Пустое место», «караси и щука», Зайцы и волк», «Ровным кругом», «Воробьи и вороны», «Ниточка с иголочкой».

 Игры с ходьбой (малой подвижности): «Найди, где спрятано?», «Светофор», «Найди своё место».

 Упражнения в прыжках: арсенал упражнений разнообразен. В данном возрасте наблюдается более сильное отталкивание от опоры, энергичный взмах рук, лучшая согласованность движений во всех фазах прыжков в высоту, в длину и т.д. Дети достаточно хорошо справляются с нагрузками, особое внимание уделяется качеству движений.

Разновидности движений в прыжках: прыжки на одной ноге  —  поочерёдно с продвижением вперёд, на двух ногах с продвижением вперёд, ноги врозь-вместе на месте и с продвижением вперёд, прыжок в длину с места, в высоту с разбега, с целью достать предмет, подвешенный выше поднятой руки ребёнка на 10-12 см, спрыгивать с высоты (30-35см), мягко приземляясь, прыгать через короткую скакалку любым способом, подвижные игры: «Удочка», «Зайцы и волк».

Упражнения в метании: дети шестилетнего возраста способны точно попасть в цель, энергично замахиваясь и приняв правильное исходное положение, бросив мяч на дальность. Они подбрасывают мяч высоко (на 80-100 см) меняют позу, направляют руки в сторону летящего мяча, что свидетельствует о значительном совершенствовании координации движений.

Разновидности упражнений в метании: подбрасывание мяча вверх (50-60 см) и ловля двумя руками (8-10 раз) без падения; подбрасывать и ловить мяч с хлопками; метание в цель  с 3 м правой (сильной)  и с 2 м левой (слабой) руками поочередно; метание мяча на дальность правой и левой руками поочерёдно (не менее 5-6 м); перебрасывание мяча друг другу снизу, от груди, из-за головы; перебрасывать мяч через сетку (верёвку), натянутую выше головы ребёнка; подвижные игры: «Охотник и зайцы», «вышибала», «Лиса и колобок», «Снайперы», «Снежки».

Упражнения в равновесии. Известно, что равновесие является постоянным и необходимым компонентом любого движения.

12

Задержка или недостаточные функции равновесия влияют на точность движений, темп, ритм. Улучшение результатов у детей 4-7 лет происходит в связи с достаточно хорошим развитием координации тонуса мышц.

Предлагаются упражнения на уменьшенной и повышенной опоре, выполнение на ней движений с различными предметами. Все упражнения на развитие равновесия требуют от детей сосредоточенности, внимания, волевых усилий.

Разновидности упражнений в равновесии: ходить и бегать по возвышенной опоре (ширина 20-40 см, высота 30-40 см), прямо, боком, с разным положением рук и ног, ходить на четвереньках по скамейке, ходить и бегать по скамейке, выполняя дополнительные задания, ходить по скамейке с мешочком на голове.

 Ползание и лазание: на четвереньках по гимнастической скамейке, бревну; на животе, спине. Пролазание в обруч разными способами, подлазание под дугу. Лазание по гимнастической стенке с использованием одноимённого и перекрёстного движения рук и ног, перелезание с одного пролёта стенки на другой (по диагонали).

Подвижные игры на равновесие.

 

БАЗОВАЯ АЭРОБИКА.

Для простоты обучения занимающихся искусственно выделяются семь базовых движений оздоровительной аэробики, которые приемлемы и для детей дошкольного

возраста (4-7 лет). И именно с них начинают проведение уроков аэробики в неподготовленных группах, а также и в спортивно-оздоровительных группах для дошкольников, как часть занятия.

  1. March (iog) – марш. Loa — шаги, Hi  — бег.
  2. Step toush —  приставной шаг. Выполняется в Loa  — (на шагах) или в Hi  (беге).Степ тач.
  3. Knee up подъём колена. Вперёд, в сторону (под углом до 45 градусов от фронтальной плоскости). Выполняется  в Lo, Hi. Ни-ап.
  4. Skip —  носочек.
  5. Jack —  подскоки ноги врозь, ноги вместе. Выполняется только в Hi.
  6. Lunge —  выпад назад, в сторону  —  Lo, Hi. Ланч.
  7. Graipe vine —  скрестный шаг  —  Lo, Hi. Скрестный шаг.
  8. V — step  —  ви  —  степ  —  Lo.  Ви – степ.
  9. Kick —  мах вперёд, в соторону, назад (до 90 градусов)  —  Lo, Hi. Кик.

Возможные ошибки в движениях ногами:

  1. Переразгибание колена.
  2. Пятки не касаются пола.
  3. Спина не вертикальна.

 Возможные ошибки в движениях руками:

  1. Переразгибание в локтевом суставе.
  2. Разведение рук в сторону более чем на 180 градусов.
  3. при подъёме рук вверх заведение их дальше вертикали.

 

13

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.

Двигательная активность дошкольников 4-7 лет не должна быть оторвана от речевой или другой деятельности! Движения ребёнка вполне могут развиваться в процессе игры, когда с помощью логических связей объединяются несколько видов деятельности: физическая культура, музыка, речевая деятельность. Но всё это должно быть продумано, и игровая ситуация подготавливается заранее. Рекомендуется проводить занятия в сюжетно-игровых формах, т.к. игровой сюжет, объединяющий несколько видов деятельности, доставляет ребёнку радость, облегчающую решение конкретных задач, стоящих перед педагогом.

Аэробика для ребёнка не самоцель, а игра. Поэтому каждому упражнению рекомендуется придавать занимательный характер. А в организации занятий наиболее эффективными оказываются следующие методы и приёмы: сказка-беседа, чтение стихотворений или отрывков из детской художественной литературы (пословицы, поговорки, потешки, считалочки), помогающие осмысливанию поставленных перед детьми задач и сознательному выполнению двигательных упражнений, самостоятельному их применению в различных ситуациях. Игровые занятия по перевоплощению в данный образ по теме занятия (превращение в комаров, разведчиков), создание музыкальной композиции образа («Полёт шмеля», «Извержение вулкана») под соответствующее музыкальное сопровождение. Игровые задания на придумывание дальнейшего плана действий и подвижных игр по тематике занятия. Практический метод,  обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движений в образной форме или с использованием элементов соревнования.

В тех случаях, когда у ребёнка в процессе занятия возникли затруднения, рекомендуется использовать разные виды педагогической помощи:

  • стимулирующая помощь (воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных возможностей ребёнка для преодоления затруднений);
  • эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие действия ребёнка);
  • направляющая помощь (такая организация деятельности ребёнка, при которой все компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет ориентировку ребёнка);
  • организующая помощь. Исполнительская часть деятельности осуществляется ребёнком, а планирование и контроль — взрослым, причём планирование и контроль со стороны взрослого лишь указывают последовательность действий, а содержание каждого этапа работы, оценка правильности выполнения производятся самим ребёнком;
  • обучающая помощь (т.е. обучение ребёнка новому для него способу действия, показ или непосредственное указание, что и как надо делать);
  • проведение музыкально-спортивных праздников, соревнований: «Весёлые старты», соревнования по ОФП,

14

«Зимний день здоровья», летняя спартакиада, итоговый спортивный вечер, летний спортивный праздник воды.

Методические указания: В процессе выполнения упражнений следует постоянно следить за осанкой и дыханием ребёнка, приучать его дышать через нос, делать полный выдох. Если ребёнок во время занятий, и особенно при беге, стал дышать через рот, это сигнал передозировки нагрузки.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ (УПРАЖНЕНИЯ)

 СРЕДНЯЯ ГРУППА 4-5 ЛЕТ.

  1. Прыжок в длину с места (см) — не менее 70;
  2. Бег 20 м на время (сек) — 5,5-6,0;
  3. Метание мешочка (150гр) на дальность(м) – не менее 3,5;
  4. Метание набивного мяча (1 кг) на дальность из-за головы (м) – не менее 1,3;
  5. Наклон туловища вперёд из положения стоя согнувшись – 0+2;

 

  • СТАРШАЯ ГРУППА 5-6 ЛЕТ.

 

  1. Бег 30 м на время (сек) —  7,5-8,5;
  2. Прыжки в длину с места — (см)  — не менее 80;
  3. Прыжок в длину с разбега (см) — 35-40;
  4. Метание мешочка (150-200гр) на дальность (м) – не менее 5;
  5. Метание набивного мяча (1кг) на дальность из-за головы – не менее 200 см;
  6. Наклон туловища вперёд из положения стоя согнувшись (см) – 0+4;
  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА 6-7 ЛЕТ.

 

  1. Бег 30м на время (сек) —  6,5-7,5;
  2. Прыжок в длину с места (см) – не менее 110;
  3. Прыжок в длину с разбега (см)и —  не менее 170;
  4. Прыжок в высоту с разбега (см) — 50;
  5. Метание мешочка (200гр) на дальность – 6-9м;
  6. Метание набивного мяча (1кг) на дальность —  290-300 см;
  7. Наклон туловища вперёд из положения стоя согнувшись – 0+4;

 

В конце учебного года, по окончанию прохождения программы, дополнительные нормативы:

  1. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (количество раз);
  2. Держать «Угол» — пятки на полу (в сек) из И.П.  —  сед, ноги вместе, упор руками у середины бедра;

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА.

 

Должны знать:

 

  • Вид спорта, которым занимаются, другие виды спорта, название «ДЮСШ», которую посещают;

15

  • Правила поведения до и после учебно-тренировочного занятия. Питьевой режим. Гигиена.
  • Иметь понятия о спортивной одежде, спортивном инвентаре и оборудовании;
  • Строение опорно-двигательного аппарата и деятельность внутренних органов человека;
  • Понимать доступную спортивную терминологию;
  • Комплекс упражнений, корригирующих осанку;
  • Уметь объяснить правила ранее разученных подвижных игр;

 

Должен уметь выполнять:

 

  • Простые строевые упражнения: строиться в шеренгу, в колонну по одному, в круг, и т.д.;
  • Легко ходить и бегать друг за другом по кругу, координируя работу рук и ног;
  • Разновидности бега и ходьбы;
  • Ползать на четвереньках, на локтях —  грудью и спиной вперёд;
  • Прыжки на месте ноги врозь-вместе, и с продвижением вперёд;
  • Освоить прыжки в длину с места, с небольшой высоты, и прыжки в высоту;
  • прыгать через короткую скакалку любым способом;
  • Освоить «школу мяча», метать мяч вдаль, перебрасывая через сетку, правой и левой рукой поочерёдно, метать в цель;
  • Ходить, бегать и выполнять упражнения на возвышенной опоре с предметом на голове;
  • Играть в подвижные игры, соблюдая правила игры;
  • Базовые упражнения аэробики;
  • Улучшить свои показатели в нормативах физической подготовки.

Психологическая подготовка:

 

  • Дети легко общаются с взрослыми и сверстниками;
  • Повышается интерес к занятиям, что позволяет целенаправленно и эффективно стимулировать и актуализировать возможности ребёнка в двигательной сфере, и способствует развитию двигательной активности рассматриваемой как главный источник и побудительная сила охраны здоровья дошкольников;
  • Двигательная активность становится необходимым условием для становления и совершенствования ребёнка как биологического существа социального субъекта;
  • Внимание детей становится устойчивее, активность проявляется более длительное время;

 

Педагогические выводы:

Качество работы тренера-преподавателя оценивается по следующим параметрам:

16

  • Сохранность детей в группе в течение учебного года;
  • Посещаемость детьми занятий;
  • Улучшение двигательных качеств у детей;
  • Активность и заинтересованность родителей (законных представителей) в здоровом образе жизни своих детей;
  • отсутствие проблем с набором детей в группу в начале учебного года —  это пожалуй главный результат в деятельности тренера-преподавателя, означает, что он правильно видит проблему в воспитании и здоровье дошкольников и решает её правильными формами;
  • У детей приобретается привычка к регулярным занятиям физическими упражнениями.
  • Двигательная активность в данном возрасте играет роль своеобразного регулятора роста и развития молодого организма, является необходимым условием для становления и совершенствования ребёнка как биологического существа и социального объекта;

17

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва, 1991 г.;
  2. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». Москва. 30 января 2002 г.;
  3. Информационно-методический бюллетень федерации аэробики, ритмической и танцевальной гимнастики. Москва, 2000 г.;
  4. Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Москва, 2003 г.;
  5. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. Москва, 2001 г.;
  6. Матвеева Л.К. Программа по спортивной аэробике для ДЮКФП;
  7. Программа дошкольного образования «От рождения до школы», Москва, 2015г;
  8. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. Л.И. Пензулаева,  Москва, 1988г.;

Полный оригинальный текст документа в PDF-формате

Комментарии запрещены.

Поиск
Версия для слабовидящих
Фотоальбом

Адрес школы: г. Волхов, ул. Ломоносова, 26
Телефоны: 8(81363)26-348; 8(81363)26-913
Ждем Ваших детей от четырех лет!