Дополнительная предпрофессиональная программа по баскетболу
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» ГОРОДА ВОЛХОВ
Принята Утверждено
педагогическим Приказом № 72 от 24.07.2015г.
Советом «ДЮСШ»
Протокол № 3 от
21 07. 2015 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО БАСКЕТБОЛУ
Срок реализации образовательной программы до 7 лет
Программа разработана:
Донцовым В.П., зам. директора по УВР
Васильевым А.М., директором «ДЮСШ»
г. Волхов
2015 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………..3-4
2.НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………..4-7
3.МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………….10-12
4.УЧЕБНЫЙ ПЛАН. СООТНОШЕНИЕ ОБЪЁМОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО РАЗДЕЛАМ……….….8
5.СИСТЕМА КОНТРОЛЯ: НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 9-10
6.ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ЭТАПАМ ПОДГОТОВКИ 13-24
7.ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ….. 25
3
П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а
Баскетбол – одна из самых зрелищных и захватывающих игр. Баскетбол зародился в США, и поэтому не удивительно, что самый эффектный баскетбол можно увидеть на играх Национальной Баскетбольной Ассоциации (НБА). Баскетбол является в России одной из популярных спортивных игр. Прогресс баскетбола наблюдается ежегодно. В стране открываются специализированные отделения по баскетболу в ДЮСШ, направленные как на развитие массового детско-юношеского направления в спорте, так и на спорт высших достижений.
Существуют и проблемы развития баскетбола, одна из которых – повышение качества учебно-тренировочного процесса в общеобразовательных школах. Эта тенденция обусловлена высокими требованиями к двигательной и функциональной подготовленности учащихся школ, основы которой должны закладываться с детского и юношеского возраста.
Данная программа по баскетболу составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Закона от 04.12.2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказом Министерства Спорта российской Федерации от 12.09.2013 года № 731 «Об утверждении приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта». Приказом Министерства Спорта Российской Федерации от 27.12.2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», Приказом Министерства Спорта Российской Федерации от 12.09.2013 года № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам». Письмо Министерства Спорта Российской Федерации от 12.05.2014 года № ВМ-0410/2554 «О направлении методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14 № 41 от 04.07.2014г., Уставом МОБУ ДОД «ДЮСШ».
Программа соответствует настоящим ФГТ и учитывает:
- Требования федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетбол;
- Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при занятиями баскетболом;
Программа составлена для тренеров-преподавателей и является основным документом учебно-тренировочной работы. Она охватывает всю систему подготовки баскетболистов от новичков до спортсменов-разрядников.
В основу учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов.
4
1.1. Основополагающие принципы:
- Комплексность — предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
- Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.
- Вариативность — предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.
1.2. Формирование групп на этапах подготовки:
- Этап начальной подготовки (НП) — на него зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта — баскетбола, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления учебно-тренировочный этап подготовки.
- Тренировочный этап (ТЭ). Группы этапа комплектуются из числа одаренных и способных к спорту детей и подростков, прошедших начальную подготовку и выполнивших нормативные требования по общей физической и специальной подготовке.
Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной и соревновательной работы.
Таблица 1
№ п/п | Этапы подготовки | Нормативный срок освоения |
1 | Этап начальной подготовки | Два года |
2 | Тренировочный этап | Начальная специализация – Два года
Углубленная специализация – Три года |
Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке.
Таблица 2
Наименование этапа | Год обучения | Минимальный возраст для зачисления | Минимальное
число учащихся в группе |
Максимальное количество учебных часов в неделю | Требования по физической, технической и спортивной подготовке на конец спортивного года |
Этап начальной подготовки |
1 год |
9 |
15 |
6 |
Выполнение нормативов по ОФП и технической подготовке |
2 год |
10 |
15 |
9 |
||
Тренировочный этап |
1 год |
11 |
12 |
12 |
Уровень спортивных результатов, выполнение нормативов по СФП, ОФП и технической подготовке
|
2 год |
12 |
12 |
14 |
||
3 год |
13 |
12 |
16 |
||
4 год |
14 |
12 |
18 |
||
5 год | 15 | 12 | 18 |
Основная идея программы — реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки.
В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке баскетболистов высокого класса.
Выполнение задач предусматривает:
- систематическое проведение практических и теоретических занятий;
- обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов;
- регулярное участие в соревнованиях в соревнованиях и организации проведения контрольных игр;
- осуществление восстановительно-профилактических мероприятий;
- просмотр учебных фильмов, видеозаписей, кинокольцовок, кинопрограмм, соревнований квалифицированных баскетболистов;
- прохождение инструкторской и судейской практики;
- создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся.
Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.
Развитие различных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. Поэтому очень важно сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов, что позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха именно в баскетболе. Тренеру необходимы знания возрастных особенностей развития юных игроков.
Баскетбол – это командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение
непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким
6
критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. Нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.
Необходимым условием совершенствования соревновательной деятельности юных баскетболистов является использование спортивного
инвентаря и оборудования, отвечающего его возрасту и физическому развитию.
Строить подготовку юных игроков необходимо с учетом неравномерного нарастания в процессе развития их физических способностей. В одном возрастном периоде прогрессирует сила, в другом – выносливость и т. д. эти периоды наиболее благоприятны для совершенствования соответствующих двигательных качеств, и тренер должен способствовать их воспитанию, давая нагрузки специальной направленности.
У девочек и мальчиков, а тем более у юношей и девушек, имеются большие различия в становлении физических кондиций.
Юные баскетболисты во всех возрастах значительно отличаются от юных баскетболисток по скоростно-силовым показателям, особенно в метании мяча. Однако до 14 лет функциональные показатели у тех и других существенных различий не имеют. Различия нарастают с увеличением возраста в пользу юношей.
Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности.
Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов.
На этапе начальной специализации юные спортсмены должны научиться выполнять любые функции в команде.
Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать в кольцо с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко защищаться. Только после того, как юный баскетболист овладеет этим комплексом навыков и умений, и определятся его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по амплуа.
При подготовке особое внимание нужно уделять работе с юными высокорослыми баскетболистами – юношами и девушками. Следует учитывать особенности девушек – их склонность к более выраженному приросту массы тела, быстрое ослабление внимания при физической нагрузке и недостаточный уровень физической работоспособности.
На протяжении всего периода обучения в спортивной школе баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:
— постепенный переход от обучения к приемам игры и тактическим действиям к совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
— планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействия с партнерами;
— переход от общеподготовительных средств к более специализированным для баскетболиста;
7
— увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
— увеличение объема тренировочных нагрузок;
— повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.
Задачи этапа начальной подготовки.
- Отбор способных к занятиям баскетболом детей.
- Формирование стойкого интереса к занятиям.
- Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
- Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
Общие задачи Тренировочного этапа.
- Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).
- Совершенствование СФП.
- Овладение всеми приемами и групповыми тактическими действиями.
- Индивидуализация подготовки.
- Начальная специализация. Определение игрового амплуа.
- Овладение основами тактики командных игр.
- Воспитание навыков соревновательной деятельности по баскетболу.
- Обучение приемам игры («школа» техники), совершенствование их в тактических действиях.
- Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и групповым) и совершенствование их в игре. Баскетболисты выполняют различные функции во взаимодействии. Четкой специализации по амплуа еще нет.
- Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве района, города.
8
У Ч Е Б Н Ы Й П Л А Н на 46 учебных недель
Таблица 3
№ п/п |
Разделы программы |
Этап начальной Подготовки |
Тренировочный Этап
|
|||||
1 год | 2 год | 1
год |
2
год |
3
год |
4
год |
5
год |
||
1
2
3
4
5
6
7
8
9 |
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Теоретическая подготовка
Контрольные нормативы
Участие в соревнованиях по календарному плану
Инструкторская и судейская практика
Восстановительные мероприятия
|
88
34
120
24
4
6
|
107
47
186
28
8
8
30
|
88
68
248
42
20
10
40
18
18
|
86
86
286
64
20
10
50
26
16
|
64
104
334
86
20
10
60
34
24
|
62
122
382
98
30
10
70
32
22
|
62
122
382
98
30
10
70
32
22
|
Количество часов в неделю | 6 | 9 | 12 | 14 | 16 | 18 | 18 | |
Общее количество часов |
276 |
414 |
552 |
644 |
736 |
828 |
828 |
9
Физическая подготовка
(для всех возрастных групп)
Контрольные нормативы по ОФП для групп начальной подготовки
Таблица 4
Контрольные упражнения (единицы измерения) | НП 1 год | НП 2 год |
Бег 20м (с) мал./ дев. | 4.2-4.5 | 4.0-4.3 |
Бег 40 (с) мал./ дев. | 8.5-8.9 | 8.2-8.5 |
Бег 300 м (мин) мал./дев. | 1.16-1.20 | 1.07-1.15 |
Прыжок в длину с места (см) м/д | 160-155 | 174-160 |
Высота подскока (см) ( по Абалакову) дев./мал. | 30-28 | 32-32 |
Темы теоретической подготовки
Таблица 5
№ п/п |
Разделы подготовки
|
Этап начальной подготовки |
Тренировочный этап |
|||||
1 год | 2 год | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | ||
1 |
Физкультура и спорт в РФ |
0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 |
Развитие вида спорта в России и за рубежом |
0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 |
Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся |
0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 |
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим, питание спортсмена |
1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
5 |
Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи. Спортивный массаж |
0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 |
Основы техники игры |
0 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
7 |
Общая и специальная физическая подготовка |
1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
8 |
Основы тактики игры |
0 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
9 |
Правила по баскетболу |
1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
10 |
Морально-волевая подготовка |
0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 |
11 |
Правила по мини-баскетболу |
1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 |
12 |
Основные правила ФИБА |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
|
Итого часов |
4 | 4 | 8 | 18 | 20 | 20 | 20 |
Контрольные нормативы по ОФП для Тренировочных групп
Контрольные упражнения (единицы измерения) | ТЭ 1 год
обучения |
ТЭ 2 год
обучения |
ТЭ 3 год
обучения |
ТЭ 4 год
обучения |
ТЭ 5 год обучения |
Бег 20м (с) мал./ дев. | 3.9-3.8 | 3.8-3.7 | 3.6-3.7 | 3.6-3.7 | 3,6-3,7 |
Бег 40 (с) мал./ дев. | 7.9-8.0 | 7.7-7.8 | 7.5-7.6 | 7.3-7.4 | 7,3-7,4 |
Бег 600 м (мин) мал./дев. | 1.55-2.00 | 1.45-1.55 | 1.35-1.40 | 1.32-1.37 | 1.32-1,37 |
Прыжок в длину с места (см) м/д | 195-195 | 205-205 | 210-205 | 215-207 | 215-207 |
Высота подскока (см) ( по Абалакову) дев./мал. | 38-37 | 41-40 | 43-41 | 44-42 | 44-42 |
- Строевые упражнения.
- Упражнения для рук и плечевого пояса.
- Упражнения для ног.
- Упражнения для шеи и туловища.
- Упражнения для всех групп мышц.
- Упражнения для развития силы.
- Упражнения для развития быстроты.
- Упражнения для развития гибкости.
- Упражнения для развития ловкости.
- Упражнения типа «полоса препятствий».
- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
- Упражнения для развития общей выносливости.
Специально-подготовительные упражнения.
- Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести.
- Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска.
- Упражнения для развития игровой ловкости.
- Упражнения для развития специальной выносливости.
Восстановительные мероприятия
Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Это нашло отражение и при организации работы в спортивных школах.
Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса.
Во избежание травм рекомендуется:
- выполнять упражнения только после разминки с достаточным согреванием мышц.
- надевать тренировочный костюм в холодную погоду.
- не применять скоростные усилия с максимальной интенсивностью в ранние утренние часы.
- не бегать продолжительно по асфальту и другим сверхжестким покрытиям.
- прекращать нагрузку при появлении болей в мышцах.
- применять упражнения на расслабление и массаж.
11
- освоить упражнения на растягивание – «стретчинг».
- применять втирания, стимулирующие кровоснабжение мышц, но только по совету врача.
Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия.
Восстановительные средства делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.
Педагогические средства являются основными. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции
восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.
Специальное психологическое воздействие, обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. В спортивных школах возрастает
роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т. д. эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов.
Особо важное значение имеет определение психической совместимости спортсменов.
Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.
Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.
Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.
Инструкторская и судейская практика
В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.
Психологическая подготовка
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям,
12
которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.
В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение,
восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
Воспитательная работа
Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений дополнительного образования.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях.
На протяжении многолетней спортивной подготовке тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям.
13
П Р О Г Р А М М А
по баскетболу для групп этапа начальной подготовки
- Общее представление об игре с помощью словесных и наглядных методов.
- Техника передвижения в баскетболе.
Стойка – постановка стоп, распределение тяжести тела, сгибание ног. Бег на полной стопе, в различном темпе, по прямой, по кругу, диагоналям. Бег с носка при ускорениях. Техника бега с использованием «двух шагов».
Прыжки – толчком одной ногой;
— толчком двумя ногами (с места, с разбега).
Остановки – шагом, прыжком, после получения мяча, после ведения.
Вышагивания и повороты: — повороты на сзади стоящей ноге и вышагивания;
— повороты на стоящей впереди ноге (без мяча на месте, после остановок, после ходьбы, после бега, в сочетании с ловлей, передачей и другими способами владения мяча).
- Техника владения мячом – жонглирование мяча (одним, двумя).
- Техника владения мячом в нападении.
Ловля мяча двумя руками:
— на уровне груди (1);
— высокого (2);
— низкого 3).
/на месте, с шагами и рывками вперед и в стороны, ловля в движении мяча, направленного вперед, по диагонали или по прямой партнерам, стоящим на месте, а затем перемещающимся параллельно с ловящим мяч, ловля при встречном движении, в сочетании с остановками, с использованием «двух шагов»/.
Ловля одной рукой:
— высокого (3);
— низкого (2);
— катящегося (2);
— с низкого отскока (3).
/разновидности такие же, как и при ловле двумя руками/.
Передача мяча:
— двумя руками: от груди (1); сверху (3); снизу (3);
— одной рукой: от плеча (2); сбоку (3).
/передачи на месте, после предварительного движения, после остановки, поворотов, в процессе разнохарактерных передвижений с ведением мяча, с отскоком от пола, дальние (3), средние, ближние, встречные, поступательные, на одном уровне, сопровождающие/.
Ведение мяча:
— на месте и при прямолинейном движении вперед, передвижение приставными шагами вперед, назад, вправо, влево;
— правой рукой, левой рукой на месте, при беге на месте, с небольшим перемещением в разные стороны;
14
— передвижение в разные стороны с ведением со сменой рук;
— передвижение с ведением по прямой на различные расстояния, с варьированием места ударов о пол и высотой отскока мяча при передвижении в зависимости от характера и его темпа;
— переход на ведение мяча после его ловли в движении;
— ведение по дугам и кругам, переводы мяча перед собой.
Обводка соперника:
— с изменением высоты отскока;
— с изменением скорости;
— с поворотом и переводом мяча.
Обучение финтам: без мяча; с мячом.
Финты без мяча – это обманные движения для отвлечения и вывода из равновесия защитника.
Финты с мячом:
— финт на проход – проход /с ведением/ — 1;
— финт на проход двойной – проход /с ведением/ — 1;
— финт на бросок – бросок -1.
Сочетание разных финтов (1):
— финт на бросок – передача;
— финт на передачу – проход;
— финт на ведение – передача;
— финт на бросок – проход – бросок;
— ведение – поворот – бросок;
— финт на бросок – поворот — бросок;
— финт на бросок – финт на передачу – бросок;
— финт на ведение – поворот – бросок;
— и другие варианты, в зависимости от ситуации…
- Техника защиты.
Техника овладения мячом и противодействие:
— стойка защитника, способы передвижения защитника, тактическое использование стойки и передвижения в различных игровых ситуациях – 1;
— положение и движение рук в защите, применительно к тому, владеет подопечный мячом или нет – 1;
— выбивание мяча из рук нападающего, стоящего на месте – 1;
— выбивание мяча из рук нападающего, выполняющего мячом «двух шагов» или прыжка – 2;
— перехват мяча при поперечной передаче с выходом вперед или в стороны – 2;
— перехват при продольной передаче с выходом из-за опекаемого игрока – 3;
— выпрыгивание – 1;
— взятие отскока- 3;
— отбивание – 1;
-накрывание при броске с места и при броске с «двух шагов» — 2.
- Тактика нападения.
Индивидуальные действия:
— действие игрока без мяча (выход для отвлечения мяча, выход для получения мяча для броска) — 1;
— действия игрока с мячом (розыгрыш мяча, атака корзины) – 1.
15
Групповые действия:
— взаимодействие двух игроков (передай мяч и выходи – 1, заслон – 2, наведение – 3, пересечения – 3);
— взаимодействие трех игроков («треугольник» — 1, ройка со сменой мест – 3, малая восьмерка – 2, скрестный выход – 2).
Командные действия:
— стремительное нападение – система быстрого прорыва – 1;
— нападение без центрового – 1.
- Тактика защиты.
Индивидуальные действия:
— действие против игрока без мяча – 1 – противодействие получению мяча, противодействие выходу на свободное место;
— действие против игрока с мячом – 1 противодействие розыгрышу мяча, противодействие атаке корзины.
Групповые действия;
— взаимодействие двух игроков (подстраховка – 2, переключение – 2, проскальзывание – 3, групповой отбор мяча – 3);
— взаимодействие трех игроков (3) против тройки, против «треугольника» (1), против малой восьмерки (2),против скрестного выхода (2).
Командные действия:
— система личной защиты -1;
— система зонной защиты – 2;
— прессинг – 3.
16
П Р О Г Р А М М А
по баскетболу для групп тренировочного этапа первого, второго, третьего, четвертого, пятого годов обучения.
Тренировочные группы первого года обучения.
Техническая подготовка.
- Техника нападения.
Передвижения:
— прыжки толчком одной и двух ног в движении;
— сочетание выполнения изученных способов передвижения с техническими приемами.
Владение мячом:
а). ловля мяча:
— одной рукой высокого мяча;
— одной рукой низкого мяча;
— одной рукой катящего мяча;
— одной рукой с низкого отскока.
Сочетание изученных способов передач мяча в движении, различных по:
— направлению;
— скорости движения;
— расстоянию.
б). передачи мяча:
— одной рукой с отскоком от пола;
— одной рукой сбоку;
— одной рукой сбоку от пола.
Сочетание изученных способов передачи мяча в движении, различных по;
— направлению;
— скорости передвижения;
— расстоянию.
в). броски мяча:
— штрафной бросок;
— броски мяча одной рукой после проходов в различных направлениях к щиту в движении;
— сочетание выполнения изученных способов бросков мяча из различных точек, равноудаленных от щита;
— броски мяча изученными способами с сопротивлением противника;
— броски мяча в прыжке одной рукой сверху;
— броски мяча изученными способами после выполнения других технических приемов нападения;
— добивание мяча с отскоком от щита.
г). ведение мяча:
— чередование различных способов ведения мяча;
— ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости передвижения без зрительного контроля;
— обводка с асинхронным ритмом движения руки с мячом и ног;
— изменение способа ведения мяча и скорости передвижения в зависимости от зрительного сигнала;
— ведение мяча с сопротивлением;
17
— сочетание изученных приемов ведения мяча с изученными техническими приемами нападения;
— ведение мяча с маневрированием.
д). обманные действия:
сочетание финтов с последующим выполнением технического действия в нападении.
- Техника защиты.
Передвижения:
— сохранение защитной стойки во время передвижения и остановок;
— работа рук и ног защитника при движении противника справа и слева;
— сочетание способов передвижения защитника с выполнением технических приемов игры в защите.
Овладение мячом:
— перехват мяча при передачах в движении;
— овладение катящимся мячом;
— выбивание мяча сзади при его ведении;
— накрывание мяча при бросках в движении.
- Тактическая подготовка.
Тактика нападения. Индивидуальные действия:
— выбор места для действия в передней и задней линиях нападения;
— выбор позиции, момента для получения мяча в трехсекундной зоне;
— выбор способа и момента для передачи мяча игроками передней и задней линии нападения между собой;
— применение изученных приемов техники нападения в зависимости от вида опеки;
— адекватное применение сочетания изученных способов техники нападения.
Групповые действия:
— взаимодействие двух игроков с заслонами в движении;
— взаимодействие двух игроков с наведением;
— взаимодействие трех игроков – против «тройки»;
— взаимодействие двух игроков с заслонами в условиях низкого сопротивления.
Командные действия:
— распределение обязанностей и организация действий игроков при позиционном нападении и нападение быстрым прорывом;
— позиционное нападение с применением изученных групповых взаимодействий.
Тактика защиты. Индивидуальные действия:
— опека нападающего находящегося в трехсекундной зоне;
— опека нападающего находящегося в передней и задней линиях площадки;
— опека нападающего, расположенного у лицевой линии, в зависимости у местонахождения мяча;
— опека нападающего при личном прессинге.
Групповые действия:
— взаимодействие двух игроков – противодействие наведению;
— взаимодействие трех игроков – противодействие «тройке»;
— взаимодействие трех игроков – групповой отбор мяча.
Командные действия:
— плотная личная защита;
— рассредоточенная личная защита;
— личная система защиты с групповым отбором мяча;
18
— личная система защиты с переключением;
— личный прессинг;
— организация командных действий при противодействии быстрому прорыву.
Тренировочные группы второго года обучения.
Техническая подготовка.
- Техника нападения.
Передвижения:
— сочетание выполнения различных способов передвижения;
— сочетание различных способов передвижения с выполнением изученных
технических приемов нападения.
Владение мячом:
а). ловля мяча:
— ловля мяча изученными способами в прыжке;
— сочетание выполнения различных приемов ловли.
б). передача мяча:
— передача мяча двумя руками и одной рукой при сопровождающем движении;
— передачи мяча на различные расстояния и направления;
— сочетание выполнения передач мяча различными способами передвижения.
в). броски мяча:
— броски мяча изученными способами после выполнения других технических приемов
нападения;
— сочетание выполнения бросков мяча из различных точек, равноудаленных от щита.
г). ведение мяча:
— перевод мяча перед собой шагом;
— перевод мяча за спиной;
— ведение мяча в сочетании с исполнением других технических приемов;
— чередование выполнения различных способов ведения.
- Техника защиты.
Передвижения:
— сочетание способов передвижения, остановок, поворотов с выполнением
технических приемов игры в защите.
Овладение мячом:
— накрывание мяча при броске в прыжке;
— отбивание мяча при броске в прыжке;
— овладение мячом при борьбе за отскок у своего щита;
— накрывание мяча при броске одной рукой снизу из-под корзины при продвижении
нападающего вдоль лицевой линии;
— овладение мячом при розыгрыше и начальных мячах.
- Тактическая подготовка.
Тактика нападения. Индивидуальные действия:
а). индивидуальные действия игрока без мяча:
— выбор места для действия игрока без мяча на место защитника, крайнего нападающего, центрового;
19
— выход на свободное место для получения мяча и последующий выбор действия в
позиции центрового, крайнего нападающего, защитника.
б). индивидуальные действия игрока с мячом:
— выбор и применение изученных приемов ловли, передач, бросков, ведения мяча в
условиях выполняемых функций;
— выбор изученных способов добивания мяча в зависимости от направления полета
мяча, отскочившего от щита;
— выбор способа и момента для передачи мяча центровому игроку.
в). групповые действия:
— взаимодействие двух игроков при пересечениях, отступании, проскальзывании;
— взаимодействие трех игроков – «малая восьмерка»;
— применение изученных взаимодействий между игроками, выполняющих различные игровые функции;
— применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения;
— применение изученных взаимодействий в условиях быстрого прорыва;
— применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга.
г). командные действия:
— нападение «большой восьмеркой»;
— нападение с одним центровым;
— быстрый прорыв через центр поля.
Тактика защиты. Индивидуальные действия:
— противодействие нападающим различного игрового амплуа.
Групповые действия:
— взаимодействие двух игроков – переключение, проскальзывание, отступание;
— взаимодействие трех игроков – противодействие «малой восьмерке»;
— применение взаимодействий между игроками различного амплуа;
— противодействие в численном меньшинстве;
— применение изученных взаимодействий в системе личной защиты.
Командные действия:
— организация действий команды против применения быстрого прорыва через центр
площадки;
— чередование изученных систем защиты в процессе игры (концентрированная личная
защита), личный прессинг на своей площадке, на ¾ поля (по условным сигналам).
Тренировочные группы третьего года обучения.
Техническая подготовка.
- Техника нападения.
Передвижения:
20
— сочетание выполнения различных способов передвижения, остановок, поворотов в усложненных условиях;
— сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях.
Владение мячом:
а). ловля мяча:
— сочетание выполнения различных приемов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления.
б). передача мяча:
— скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол;
— откидка.
в). броски мяча:
— бросок мяча над головой /полукрюк, крюк/;
— бросок мяча с поворотом в движении после прохода вдоль лицевой линии с правой и левой стороны;
— бросок мяча в движении с одного шага;
— бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов нападения в усложненных условиях;
— сочетания выполнения бросков мяча из различных точек, разноудаленных от щита, в условиях жесткого сопротивления.
г). ведение мяча:
— ведение мяча с поворотом кругом;
— чередование выполнения различных способов ведения в условиях, приближенных к игровым ситуациям.
- Техника защиты. Передвижения:
— сочетание способов передвижения с выполнением технических приемов игры в защите при групповых и командных действиях.
Овладение мячом:
— борьба за овладение мячом, отскочившим от щита;
— накрывание мяча сзади при броске в корзину.
- Тактическая подготовка.
Тактика нападения. Индивидуальные действия:
а). индивидуальные действия игрока без мяча:
— перемещения в зонах действия центрового игрока, крайнего нападающего, защитника;
— выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке;
— выбор места и момента для групповых взаимодействий игроков, выполняющих различные игровые функции.
б). индивидуальные действия игрока с мячом:
— адекватное применение технических приемов нападения в условиях, свойственных выполняемой игровой функции в команде.
Групповые действия:
— взаимодействие двух игроков – «заслон в движении»;
— взаимодействие трех игроков – «сдвоенный заслон»;
— взаимодействие трех игроков – «скрестный выход»;
— применение изученных взаимодействий между игроками, выполняющими различные игровые функции в соответствующих позициях;
— применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения;
— применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга;
— применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва.
21
Командные действия:
— нападение с двумя центровыми игроками;
— нападение перегрузкой;
— применение комбинаций при введении мяча в игру.
Тактика защиты. Индивидуальные действия:
— применение блокировки в борьбе за отскочивший мяч от щита;
— противодействие игрокам различных игровых ситуаций при разных системах игры в нападении.
Групповое действие:
— противодействие взаимодействию двух игроков – «заслон в движении»;
— противодействию взаимодействия трех игроков – «скрестному выходу»;
— противодействие изученным взаимодействиям игроков различных игровых функций в соответствующих позициях по отношению к корзине.
Командные действия:
— система зонной защиты 2-3 и 2-1-2; 3-2;
— сочетание личной и зонной защиты в процессе игры. Смена систем защиты при введении мяча из-за боковой линии, после забитого мяча, пробивание штрафного броска, спорных мячей и т. п.
Тренировочные группы четвертого года обучения.
- Техническая подготовка.
Техника нападения. Передвижения:
— сочетание различных способов передвижения с выполнением технических приемов нападения при активном сопротивлении защитников в условиях, приближенных к игровым;
— прыжки вверх с разворотом от 90 до 360 градусов;
— прыжки с разворотом на 90-360 градусов после ускорений, различных по направлению и способу передвижения.
Владение мячом. Передачи мяча:
— передача мяча в прыжке с разворотом на 180 градусов;
— передача назад на месте;
— передача в сторону в движении;
— передача мяча с поворотом на 180 градусов в движении;
— передача мяча из-за спины в движении;
— передача мяча назад в движении;
— передача мяча из-за спины в пол в движении;
— чередование различных способов передач после выполнения других приемов нападения в условиях, приближенных к игровым ситуациям.
Ведение мяча:
— ведение мяча с различными комбинациями сочетания шагов;
— ведение мяча с резким изменением направления движения в усложненных условиях;
— проходы к кольцу с последующей атакой корзины при активном сопротивлении защитников;
— чередование различных способов ведения мяча в игровых ситуациях;
— сочетание различных способов ведения с выполнением других технических приемов нападения в усложненных условиях.
Броски мяча:
— бросок одной рукой с места с разворотом вправо, влево;
— бросок мяча в прыжке с разворотом направо, налево;
— бросок мяча в движении с поворотом кругом;
22
— добивание мяча без отскока от щита;
— броски мяча изученными способами после выполнения других технических приемов нападения в условиях, приближенным к игровым ситуациям;
— сочетание выполнения бросков мяча из различных точек, разноудаленных от щита, в условиях жесткого сопротивления и установленного лимита времени.
Техника защиты. Передвижения:
— сочетание способов передвижения с выполнением технических приемов игры в защите в игровых ситуациях.
Овладение мячом:
— выбивание мяча при броске в движении двумя и одной рукой мячей, отскочивших от щита;
— сочетание передвижения в защите с выполнением различных способов овладения мячом, отскочившим от щита, кольца.
- Тактическая подготовка.
Тактика нападения. Индивидуальные действия:
а). индивидуальные действия игрока без мяча:
— выбор места и времени для индивидуальных тактических действий игроков различных игровых функций в условиях применения различных систем игры в нападении.
б). индивидуальные действия игрока с мячом:
— адекватное применение индивидуальных технических действий в рамках изученных групповых тактических взаимодействий.
Групповые взаимодействия:
— взаимодействие трех игроков – «нападение на двух»;
— применение изученных взаимодействий при быстром прорыве.
Командные действия:
— эшелонированный быстрый прорыв;
— нападение против смешанной системы защиты;
— применение комбинаций в ходе изученных систем нападения.
Тактика защиты. Индивидуальные действия:
— выбор места и способа противодействия игрокам различных игровых функций при действиях в рамках разных систем игры в нападении;
— выбор места и способа противодействия при применении смешанной системы защиты.
Групповые действия:
— противодействие взаимодействию трех игроков – нападению двух;
— групповые взаимодействия игроков при применении эшелонированного быстрого прорыва (вначале, в развитии, при завершении);
— групповые взаимодействия в рамках смешанной защиты.
Командные действия:
— организация защитных действий против эшелонированного быстрого прорыва;
— смешанная система защиты;
— противодействие применению комбинаций.
Тренировочные группы пятого года обучения.
- Техническая подготовка.
Техника нападения. Передвижения:
23
— сочетание различных способов передвижения с выполнением технических приемов нападения при активном сопротивлении защитников в условиях, приближенных к игровым;
— прыжки вверх с разворотом от 90 до 360 градусов;
— прыжки с разворотом на 90-360 градусов после ускорений, различных по направлению и способу передвижения.
Владение мячом. Передачи мяча:
— передача мяча в прыжке с разворотом на 180 градусов;
— передача назад на месте;
— передача в сторону в движении;
— передача мяча с поворотом на 180 градусов в движении;
— передача мяча из-за спины в движении;
— передача мяча назад в движении;
— передача мяча из-за спины в пол в движении;
— чередование различных способов передач после выполнения других приемов нападения в условиях, приближенных к игровым ситуациям.
Ведение мяча:
— ведение мяча с различными комбинациями сочетания шагов;
— ведение мяча с резким изменением направления движения в усложненных условиях;
— проходы к кольцу с последующей атакой корзины при активном сопротивлении защитников;
— чередование различных способов ведения мяча в игровых ситуациях;
— сочетание различных способов ведения с выполнением других технических приемов нападения в усложненных условиях.
Броски мяча:
— бросок одной рукой с места с разворотом вправо, влево;
— бросок мяча в прыжке с разворотом направо, налево;
— бросок мяча в движении с поворотом кругом;
— добивание мяча без отскока от щита;
— броски мяча изученными способами после выполнения других технических приемов нападения в условиях, приближенным к игровым ситуациям;
— сочетание выполнения бросков мяча из различных точек, разно удаленных от щита, в условиях жесткого сопротивления и установленного лимита времени.
Техника защиты. Передвижения:
— сочетание способов передвижения с выполнением технических приемов игры в защите в игровых ситуациях.
Овладение мячом:
— выбивание мяча при броске в движении двумя и одной рукой мячей, отскочивших от щита;
— сочетание передвижения в защите с выполнением различных способов овладения мячом, отскочившим от щита, кольца.
- Тактическая подготовка.
Тактика нападения. Индивидуальные действия:
а). индивидуальные действия игрока без мяча:
— выбор места и времени для индивидуальных тактических действий игроков различных игровых функций в условиях применения различных систем игры в нападении.
б). индивидуальные действия игрока с мячом:
— адекватное применение индивидуальных технических действий в рамках изученных групповых тактических взаимодействий.
24
Групповые взаимодействия:
— взаимодействие трех игроков – «нападение на двух»;
— применение изученных взаимодействий при быстром прорыве.
Командные действия:
— эшелонированный быстрый прорыв;
— нападение против смешанной системы защиты;
— применение комбинаций в ходе изученных систем нападения.
Тактика защиты. Индивидуальные действия:
— выбор места и способа противодействия игрокам различных игровых функций при действиях в рамках разных систем игры в нападении;
— выбор места и способа противодействия при применении смешанной системы защиты.
Групповые действия:
— противодействие взаимодействию трех игроков – нападению двух;
— групповые взаимодействия игроков при применении эшелонированного быстрого прорыва (вначале, в развитии, при завершении);
— групповые взаимодействия в рамках смешанной защиты.
Командные действия:
— организация защитных действий против эшелонированного быстрого прорыва;
— смешанная система защиты;
— противодействие применению комбинаций.
25
Л и т е р а т у р а
- Баскетбол. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР. Допущена Федеральным агентством по ФКиС. Издательство «Советский спорт». М. 2006г. программа составлена группой авторов: Ю. М. Портнов – академик РАО, доктор пед. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; В.Г. Башикирова – заслуженный тренер России; В. Г. Луничкин – профессор, заслуженный тренер СССР и России и т. д.
- Баскетбол. Примерная программа подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. Допущена Комитетом по РФ по ФКиС. Издательство «Советский спорт», Москва, 2004г.
- Программа для внешкольных учреждений. Министерство просвещения СССР. Москва, «Просвещение», 1977г.
- Баскетбол. Программа для секций коллективов физкультуры. Утверждена Комитетом по ФКиС при СовМине СССР. Москва, 1971г., Издательство «ФиС».
- Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов по баскетболу, утвержденная Министерством образования РФ. Москва, «Просвещение», 1993г. и Москва, «Просвещение», 1984г.
- Баскетбол. Программа для ЖОУ УДОД №8, г. Мурманска, 2002
- Отбор в спортивных играх. М. С. Бриль. Москва, «Физкультура и спорт», 1980
- Спортивный отбор. В. М. Волков, В. П. Филин. Москва, «ФиС», 1983
- Единая Всероссийская спортивная классификация 2001-2005, Москва, «Советский спорт», 2002
- Официальные правила баскетбола. Международная Федерация Баскетбола. Российская Федерация Баскетбола. Москва, СпортАкадемПресс, 2012
- Баскетбол – навыки и упражнения. Краузе, Джери В. перевод с англ. М.АСТ, апрель 2006
- Осипов Р.Л., Жаровцев В.В. «Начальное обучение в спортивных играх (Баскетбол), учебное пособие — КГПИ им. В.И. Ленина, Киров, 1990
- Спортивные игры: техника, тактика обучения: учебник для студ. Высших пед. уч. Заведений. – М «Академия», 2001