Дополнительная предпрофессиональная программа по шахматам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ          УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» ГОРОДА ВОЛХОВ

        Принята                                                                        Утверждено

педагогическим                                                Приказом № 72 от 24.07.2015г.

Советом «ДЮСШ»  

Протокол № 3 от                                                                                                                                                      21 июля 2015 г.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ                     ПРОГРАММА ПО ШАХМАТАМ


Срок реализации образовательной программы до 7 лет

 

 

                               Программа разработана:

                               Донцовым В.П., зам. директора по УВР

                               Шелестовым Н.В., тренером-преподавателем первой категории

 

г. Волхов

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Наименование разделов Стр.
1. Пояснительная записка 3-4
1.2. Цель и задачи образовательной программа 4-7
1.3. Особенности реализации программы 7-8
1.4. Основные способы и формы реализации программы, особенности возрастных групп обучающихся 8-12
1.5. Основные методы и технологии 12-17
1.6. Результаты и критерии их определение 18-22
1.7. Средства для реализации программы 22-23
1.8. Учебный программы «Шахматы» 23-24
2. Учебно-тематические планы 24-30
2.1. Учебно-тематический план этапа начальной подготовки первого года обучения  

24

2.2. Учебно-тематический план этапа начальной подготовки второго года обучения.  

24-25

2.3. Учебно-тематический план Тренировочного этапа первый год обучения.  

25-26

2.4. Учебно-тематический план Тренировочного этапа второй год обучения.  

26-27

2.5. Учебно-тематический план Тренировочного этапа третий год обучения.  

27-28

2.6. Учебно-тематический план Тренировочного этапа четвёртый год обучения.  

28-29

2.7. Учебно-тематический план Тренировочного этапа пятый год обучения.  

29-30

3. Содержание образовательной программы 30-32
4. Литература, используемая для разработки программы и организации образовательного процесса. 33
5. Литература, рекомендуемая для обучающихся и родителей (законных представителей) по программе 33-34

 

 

  1. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1.ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

 

Шахматы давно перестали быть просто интеллектуальным развлечением и игрой.  Это древнейшее спортивное искусство в наши дни стало неотъемлемой частью духовной жизни человечества.

Шахматы как вид спорта получают всё большее признание в, России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus» — «Мы все – одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду.

Шахматы – наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нужны как способ самовыражения творческой активности человека.

Шахматы — это не только игра, доставляющая обучающимся много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у обучающихся ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит обучающегося запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть  результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач  в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Настоящая предпрофессиональная программа по шахматам включает в себя основные цели и задачи, особенности реализации программы, основные способы, формы, методы и технологии  ее реализации. Программа составлена на основе учебно-тематических программ заслуженного тренера России В.Голенищева [1,2,3] и предназначена для преподавания шахмат в МОБУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» города Волхов.

Данная программа по шахматам составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Закона от 04.12.2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказом Министерства Спорта российской Федерации от 12.09.2013 года № 731 «Об утверждении приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта». Приказом Министерства Спорта Российской Федерации от 27.12.2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», Приказом Министерства Спорта Российской Федерации от 12.09.2013 года № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам». Письмо Министерства Спорта Российской Федерации от 12.05.2014 года № ВМ-0410/2554 «О направлении методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14 № 41 от 04.07.2014г., Уставом МОБУ ДОД «ДЮСШ».


  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Цель: посредством занятий шахматами содействовать самоопределению, самореализации личности, развитию интеллектуальных способностей и творчества, готовить спортсменов-разрядников, в том числе высокой квалификации для участия в соревнованиях  различного ранга.

Задачи:

Обучающие:

-усвоение учащимися основных правил и понятий шахматной игры, сведений об истории происхождения шахмат;

-формирование специальных и обще учебных умений;

-умение проводить шахматную партию от начала до конца, находить кратчайший путь к победе;

-умение решать шахматные комбинации и задачи;

-умение объяснить употребляемые шахматные термины;

-умение пользоваться шахматной литературой (теоретическими справочниками, турнирными сборниками).

 

Развивающие:

-формирование системного и конкретного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого воображения;

-развитие умений производить логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

-развитие навыков самостоятельной работы;

-формирование эмоционального отношения к эстетической стороне шахматного искусства;

-формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность).

 

 

Воспитательные:

-формирование активной социальной позиции, готовности к внутреннему самоусовершенствованию, к самореализации себя в жизни;

-умение рационально организовать свободное от учебной деятельности время;

-формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению;

-воспитание волевых качеств личности: умение сосредоточиться в игре, культура поведения по отношению к соперникам и товарищам по команде, самоконтроль;

-формирование эмоционального отношения к эстетической стороне шахматного искусства.

Для реализации поставленных целей и задач в шахматном обучении используются различные методы и формы:

  • игра (учебные, тренировочные и тематические партии между обучающимися и с педагогом);
  • конкурсы решения комбинаций, задач и этюдов;
  • участие в личных и командных соревнованиях различного уровня;
  • сеансы одновременной игры;
  • совместный и самостоятельный анализ собственных партий и партий мастеров;
  • работа с шахматной литературой;

Реализовать поставленные цели и задачи в шахматном воспитании помогает то, что в шахматах невозможно продвигаться дальше в изучении этого сплава науки, искусства и спорта, если воспитанник внутренне не готов к саморазвитию, к изучению нового, к поиску резервов развития. Достижение определенных успехов (как спортивных, так и творческих) поднимает самооценку ученика, его веру в свои силы и приводит к постановке более значимых целей в остальных областях жизнедеятельности.

Занимаясь шахматами невозможно добиться успеха, не зная основных законов игры и не применяя их на практике. Только тот воспитанник, который внимательно и целенаправленно будет изучать все грани шахмат и будет способен творчески применять все свои знания на практике, добьется успеха. А жесткое противостояние во время партии, когда твоим замыслам мешает соперник и на партию отведено определенное количество времени, воспитывает у учеников способность к абсолютной концентрации внимания. Участие воспитанников в различных соревнованиях и стремление к достижению успеха неизбежно приводит к выработке у них объективной самооценки, воспитанию уважения чужого мнения и к формированию таких качеств, как дисциплинированность, самообладание, выдержка и т.п. А разбор партий и решение и комбинаций из творчества, как сильнейших шахматистов мира, так и любителей этой игры, приводит к пониманию красоты в шахматах, к формированию “шахматного вкуса”.

Реализовать поставленные цели и задачи в шахматном развитии помогает следующее:

  • развитие памяти – изучение правил шахматной игры (шахматная доска, наименование фигур, ходы фигур, шах и мат), видов ничьей, нотации, точных позиций эндшпиля и др.;
  • развитие мышления – изучение техники матования одинокого короля (королем и ферзем, королем и ладьей, двумя ладьями), методов борьбы за открытую линию, умение оценивать позицию и выбирать обоснованный план, отработка техники расчета вариантов и т.п.;
  • развитию внимания – правильная организация учебно-тренировочного процесса, необходимость правильно решать и оформлять решение различных задач и упражнений, необходимость избежать ошибок в практической партии и т.п.;
  • развитию творческого воображения – необходимость находить в решении специальных упражнений или в практической партии идею, план, который до этого был неизвестен ученику, или вообще не применялся в позициях подобного типа;
  • развитию умения производить важнейшие логические операции (анализ и синтез, сравнение, обобщение) – изучение таких тем, как методы борьбы за открытую линию, позиционная ничья (крепость). Этому же способствует изучение эндшпилей всех видов, а так же таких тем, как “Классификация дебютов“, “Оценка позиции и план в миттельшпиле“ и т.п.;
  • развитию навыков самостоятельной исследовательской работы – самостоятельная работа воспитанников над составлением дебютного репертуара, над изучением типичных планов игры в различных дебютах и типовых миттельшпильных позициях и т.п.

Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно донести до сознания учащихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шахматах.

 

 

1.3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Шахматы проявляют и формируют характер, свойства и качества натуры обучающегося, помогают в учении, достижении гармонии между врожденным и приобретенным.

Так как формирование разносторонне развитой личности — сложная задача, наделенная богатыми возможностями программа «Шахматы» через структуру и содержание способна придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Шахматы, воздействуя на зону ближайшего развития, выявляют пороги развития личности. Система шахматных занятий, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию обучающегося.

Экспериментаторы отмечают влияние шахмат на развитие внешней и внутренней речи, комбинаторного и логического мышления, воли, жизненной активности, познавательных потребностей, устойчивости при неудачах, критичности, способности к самооценке и самоанализу, самообразованию, самостоятельность мышления, проявление эстетического вкуса… Повышается общий уровень развития, идет латентный процесс психических новообразований.

Программа «Шахматы» — средство разностороннего развития индивида. Это — универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры, в том числе логического и творческого мышления, и способная эффективно восполнить отсутствие логики в школьном обучении. Находясь на периферии сознания, активизируя старые и побуждая новые связи, она формирует в головном мозге зоны ожидания, провоцирует воспитательную готовность, содействует воспитуемости, обучаемости, развитию, саморазвитию и само актуализации. Охватывая широкий спектр знаний, программа максимально способствует научению, интеллектуальному становлению, прогрессивному развитию растущей личности. Через реализацию программы можно подойти к путям формирования личности нового типа, развития инициативы, активности, способностей, трудолюбия, добросовестности, творческого потенциала.

Практическое значение программы определяется реализацией идей развивающего обучения в процессе обучения детей шахматам, формирования у них теоретического мышления на основе организации рефлексивной деятельности при спортивном совершенствовании начинающих шахматистов. Программа позволяет вести работу по  целенаправленному развитию творческих способностей личности, что обеспечит качественно новый уровень подготовки шахматистов.

 

Программа позволяет:

  • обеспечить развитие мыслительных способностей обучающегося (внимание, память, сообразительность и др.);
  • научить принимать самостоятельные решения в трудных ситуациях;
  • вырабатывать психологический настрой на достижение цели.

В Программе делается упор на начальные сведения о шахматах исходя из знаний, полученных обучающимся в дошкольном образовательном, общеобразовательном учреждениях. Принцип концентров предусматривает повторение тем с постепенным усложнением. Материал по истории шахмат тематически не выделен, и тренер-преподаватель использует его в процессе обучения самостоятельно.

Занятия строятся на дидактических принципах:

  • доступность: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частного к общему;
  • наглядность: ярко, занимательно, с новизной;
  • переход от одной темы к другой только после усвоения материала большинством обучающихся (с чувством меры, установкой на систематичность и последовательность изучения);
  • приоритет практических занятий над теоретическими;
  • стимулирование ситуации успеха;
  • воспитывающий характер обучения.

Программа реализуется на четырех этапах спортивной подготовки.

 

На этапе начальной подготовки:

  • привлечение к систематическим занятиям спортом максимального количества обучающихся, не имеющих медицинских противопоказаний;
  • повышение уровня общей физической подготовленности и освоение основ техники в избранном виде спорта.

 

На Тренировочном этапе программа направлена на:

  • повышение уровня   физического   развития   и   специальной подготовленности;
  • освоение объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных программой спортивной подготовки;
  • выполнение разрядных нормативов.

 

1.4. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Программа адресована детям от 7 лет  до 18 лет. Однако возраст спортсмена может не ограничиваться, если    его спортивные результаты стабильны и соответствуют требованиям этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Выполнение программы рассчитано на  7 лет.

При объединении в одну группу занимающихся разных возрастов и спортивной подготовленности разница в уровнях их спортивного мастерства не должна превышать двух разрядов, а их количественный состав на этапе начальной подготовки — 15 обучающихся, Тренировочном этапе 1 года обучения —  12 обучающихся, Тренировочном этапе 2 года обучения — 12 обучающихся,  Тренировочном этапе 3 года обучения  —  10 обучающихся; Тренировочном этапе 4 года обучения  — 10 обучающихся; Тренировочном этапе 5 года – 10 обучающихся.     Организация образовательного процесса при реализации программы регламентируется:

  • учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по этапам спортивной подготовки и годам обучения);
  • годовым календарным учебным графиком, определяющим начало и конец учебного года, включая установление каникул, организацию городского оздоровительного лагеря;
  • расписанием учебно-тренировочных занятий, определяющим их еженедельное количество и продолжительность;
  • Едиными календарными планами спортивно-массовых мероприятий федерального и регионального органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, годовым планом работы Учреждения;
  • методическими указаниями и методические обеспечение программы, литературой по шахматам.

Продолжительность обучения определяется образовательной программой и составляет не менее 46 недель.

Максимальный объем учебно-тренировочной работы для  начальной подготовки 1  года обучения составляет 6 часов в неделю; начальной подготовки 2 года обучения — 9 часов в неделю, Тренировочного этапа 1 года  обучения — 12 часов в неделю, Тренировочного этапа 2 года обучения — 14 часов в неделю,  3 года обучения  —  16 часов в неделю; 4 года обучения  —  18 часов в неделю; 5 года обучения – 18 часов в неделю;

Общий годовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами работы, начиная с Тренировочного этапа обучения, может быть сокращен не более чем на 25 %.

Продолжительность одного учебного — тренировочного занятия не может превышать:

  • на этапе начальной подготовки — 2 академических часов;
  • на Тренировочном этапе — 3 академических часов;

 

Таблица 1

п/п Этапы подготовки Нормативный срок освоения
1 Этап начальной подготовки Два года
2 Тренировочный этап Начальная специализация – Два года

Углублённая специализация – Три года

 

Основными формами образовательного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам,  учебно-тренировочные     сборы,  медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, инструкторская работа и судейская практика обучающихся, участие в   соревнованиях, матчевых встречах, в том числе в составе сборных команд школы, города, области, Российской Федерации, что  способствует реализации и освоению обучающимися данной программы.

В предлагаемой программе обучающиеся знакомятся с начальными знаниями стратегии шахмат и продолжают развитие тактического мастерства. По мере  освоения  программы  одного этапа спортивной подготовки и переход на другой этап спортивной подготовки увеличивается роль самостоятельной и индивидуальной работы. Прививаются навыки  работы со специальной литературой. Усложняется качество излагаемого материала. Увеличивается нагрузка. Добавляются следующие формы и методы работы с обучающимися: изучение стратегии шахмат, изучение сложных окончаний, изучение истории развития шахмат, знакомство с сильнейшими шахматистами разных столетий, конкурсы решения  комбинаций, задач и этюдов, участие  в соревнованиях, использование компьютеров.

В процессе формирования игровых навыков, решение тактических позиций дополняется заданиями логического характера, нацеливающими обучающихся на анализ ситуации, логические размышления и выяснение причинно-следственных связей, способствующих возникновению той или иной  позиции или игровой ситуации, решение комбинаций, этюдов и задач  способствует усилению концентрации внимания, так как требует быстрый и точный расчет вариантов и важно не пропустить какой-нибудь возможный контрудар противника.

Важнейшим условием деятельности муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» города Волхов при реализации программы является личностно-ориентированная педагогика, которая предполагает помощь обучающемуся в осознании себя личностью, в выявлении его творческих способностей, раскрытии его возможностей, личностном становлении, совершенствовании самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

Основными концептуальными идеями деятельности школы при реализации программы являются:

  1. Признание сущностного права обучающегося на свободное самоопределение и самореализацию, неотъемлемого права на свободу выбора.

Самоопределение является одним из важнейших этапов в процессе развития личности. Жизненное самоопределение предполагает наличие собственных взглядов, установок и жизненной позиции, через призму которых человек взаимодействует с окружающим миром, участвует в совместной деятельности. Это способствует раскрытию и развитию его личностных особенностей, помогает найти свое место в обществе, цель и смысл существования.

Образовательный процесс направлен на создание условий, способствующих формированию потребности у обучающихся в самоопределении как способности к осуществлению ответственного выбора при осознании собственных возможностей и ограничений. Таким образом, обучающиеся свободны и независимы в выборе своего будущего пути, но несут ответственность за свой выбор.

Ориентация на потребности и желания обучающихся, а точнее их удовлетворение, предполагает возможность выбора специализированной образовательной программы, индивидуального подхода на уровне содержания, применение различных методов и методик, выбор индивидуального уровня сложности, что приведет к развитию личности и творческой самореализации.

  1. Признание индивидуальности каждого человека.

Каждый человек уникален и неповторим, и наделен набором стандартных психологических качеств, свойственных только ему. Индивидуальность человека основывается на природных факторах: наследственные задатки, особенности нервной деятельности, потребности – однако, они несут социальный характер, т.е. раскрываются и развиваются в социуме, в специально созданных условиях.

  • Исходя из этого, главная задача образовательного процесса создание специальных условий, способствующих раскрытию и развитию индивидуальных особенностей обучающихся. Акцентирование внимания на ценность индивидуального развития означает индивидуальный подход к каждому обучающемуся с организацией совместной деятельности и конструктивного общения.

В нашем случае, индивидуализация – это совместная деятельность тренера-преподавателя и обучающегося по развитию того особенного, неповторимого, единичного, что заложено в  обучающемся от природы и приобретено им в жизненном опыте.

  1. Творческое сотрудничество или изменение личностных установок участников образовательного процесса в совместной продуктивно разделенной деятельности.

Взаимодействие тренера-преподавателя и обучающихся, в основе которого лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение), составляет эффективную тактику обучения в современном образовательном процессе. Сотворчество представляется, с одной стороны, как плодотворное общение тренера-преподавателя и обучающегося с помощью языковой деятельности. С другой стороны, сотворчество рассматривается как совместное преобразование действительности, важным свойством которой является ее многогранный и многосторонний характер, что приводит в результате к творческому взаимообогащению обоих сторон.

Такое сотрудничество позволяет развиваться всем: от младших до старших, включая тренера-преподавателя, позволяет снять психологические барьеры, неуверенность в себе, снизить амбиции, что способствует созданию комфортной, психологически безопасной атмосферы. Именно такая атмосфера благоприятна как для развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления), так и личностных свойств (ответственность, корректность, толерантность), а также способствует приобретению социального опыта.

Эффективное проектирование совместной деятельности тренера-преподавателя и обучающихся зависит от индивидуально-психологических, личностных и социальных особенностей обучающихся (возраст, пол, социальный статус, темперамент и т.п.); умения тренера-преподавателя регулировать и контролировать образовательный процесс, чутко реагировать на малейшие изменения (как положительные, так и отрицательные). Отказ от авторитарных отношений и переход к отношениям добровольного содействия, творческого соучастия в поисковой деятельности позволяют достичь участникам взаимодействия качественно нового уровня индивидуального и коллективного развития.

  1. Дополнительное образование на основе общности интересов обучающегося и тренера-преподавателя интенсивно и целенаправленно ведет к процессу формирования гуманистических и нравственных ценностных ориентаций.

Ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей считается основой современного общества,  а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми. Гуманное и нравственное отношение – основа взаимоотношений между людьми.

Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко гуманных и нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Тренеры-преподаватели информируют обучающихся о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Цель образовательного процесса – создание условий для развития личности, ориентированной на нравственные и гуманистические ценности, способной к ответственному и эффективному поведению в социуме.

 

1.5.ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ

При проектировании технологии формирования логического мышления шахматистов выделяют ряд существенных признаков и основных характеристик, указывающих на то, что данная технология:

  • представляет собой особую совокупность методов, способов, приемов и средств обучения, обеспечивающих эффективность и устойчивость процесса гарантированного достижения поставленной цели обучения;
  • является всего лишь частью целостной педагогической (дидактической) системы, отвечающей на вопрос «как учить результативно?»;
  • предполагает многокритериальную оптимизацию учебного процесса в условиях заданных ограничений, обеспечение максимальной результативности обучения (по качеству, объему и т.п.) при минимуме затрат трудовых, временных и материальных ресурсов;
  • предусматривает диагностичность и возможность коррекции процесса обучения;
  • обеспечивает возможность ее воспроизведения и повторения другими педагогами.

Перечисленные характеристики определяют и место технологии обучения в структуре целостного педагогического процесса (рис. 1).

Одним из наиболее ярких видов умственной деятельности, в котором проявляется (в динамике) технология формирования и развития логического мышления, являются шахматы.

В последние годы приоритетным направлением совершенствования системы шахматной подготовки становится широкое внедрение в практику шахматного обучения современных технологий как орудия развития педагогической науки и практики, позволяющих осуществлять личностно ориентированный подход в обучении, способствующих росту спортивного мастерства шахматистов и нацеленных на формирование специалистов, обладающих высоким уровнем теоретической и практической подготовки, способных вести творческий поиск, принимать оригинальные решения в сложных ситуациях игровой деятельности.

В процессе разработки и апробации компонентов шахматного образования и спортивного совершенствования мы исходили из того, что технология управления — это способ проектирования, организации, руководства и контроля за деятельностью обучающихся по переработке содержания, предусмотренного учебными программами, реализуемый с помощью оптимальной системы методов, форм и средств обучения и обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей. При этом содержание рассматривается нами как структура и содержание учебной информации, предъявляемой обучающимся, и система познавательных задач, заданий и упражнений, обеспечивающих формирование профессиональных и учебных навыков и умений, накопление первоначального опыта профессиональной деятельности. Таким образом, технология — это реально то, что характеризует учебный процесс и является способом достижения поставленных целей обучения.

Как известно, информация в шахматах кодируется в виде символов, обозначающих ходы, являющиеся результатом свёртывания длинной цепи рассуждений. Большое место занимают перенос навыков, установление аналогии в структуре понятий, между утверждениями и доказательствами, готовность извлечь из памяти нужную информацию. Эти качества логического мышления формируются в результате глубоких и основательных занятий шахматами.

Одной из важнейших особенностей шахматного образования является фундаментальность шахматной подготовки.

Фундаментальность курса шахмат характеризуется:

  • определённым уровнем логической обоснованности изучаемых фактов;
  • достаточным уровнем абстрактности шахматных понятий;
  • наличием универсальных шахматных методов;
  • соблюдением внутренней логики развития предмета.

Фундаментальность курса шахмат на практике означает овладение богатым арсеналом технических средств и приемов ведения борьбы на всех стадиях партии. Например, применительно к середине игры это означает знание и умение применения технологий разыгрывания типовых позиций миттельшпиля.

 

Рис. 1. Структура целостного педагогического процесса

 

Явления, называемые во время учебных занятий новыми для учащихся терминами, становятся конкретными, когда находят применение на практике. Это также усиливает интерес к теоретическим знаниям. Усилие, которое человек прилагает для выполнения практических функций, влияет на закрепление как знаний, так и умений. Материал, использованный в практических действиях, тщательно обдумывается и тем самым закрепляется. Но познание шахмат разительно отличается от изучения других предметов. Однако в процессе обучения шахматам таких тем, при изучении которых новые знания можно применять непосредственно на практике, очень и очень мало. Значит, «практикой» для преподавания шахмат является прежде всего шахматная практическая деятельность — турниры, матчи, конкурсы решения, сеансы одновременной игры и т.д. Применение полученных знаний для решения сугубо шахматных проблем — вот типичное применение знаний на практике.

Этому способствуют структурность знаний, соединение существенных сведений в определённое целое, проведение классификаций и определение учащимся заданий, требующих всякий раз нового подхода к программному материалу, так как они делают возможным углубленное понимание проблем.

Задача развития личности связана с целенаправленным формированием тех качеств, которые позволяют ей сохранить индивидуальность, осознать ответственность не только за окружающий мир, но и за реализацию своих способностей и интересов. В соответствии с данными целями определяются задачи формирования не отдельных личностных качеств, а их блоков, например креативного блока, блока социальной активности, блока нравственной зрелости, профессионального блока и др.

Решение проблем управления в технологии обучения связано со значительными трудностями, так как наряду с процессами, которые можно измерить количественно (затраты ресурсов, время, индивидуальный рейтинг шахматиста), есть и такие, которые трудно поддаются объективной количественной оценке (эффективность применяемых средств педагогических коммуникаций, воздействие стимулов и системы мотиваций, психологический климат).

Функции управления многообразны: организация учебного процесса, планирование, координация, мотивация, контроль и учёт выполнения поставленных задач. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение учебно-воспитательного процесса и определяется выбором организационных форм. Важнейшей задачей планирования является программирование как возможность обеспечить решение поставленной стратегической цели на основе анализа внутренних и внешних связей и тенденции развития учебного процесса.

Процесс усвоения в технологии обучения протекает в условиях постоянно изменяющейся внешней среды и характеризуется различной степенью неопределённости.

Стратегия управления в технологии обучения должна заключаться в качественном выполнении всех видов деятельности проектирования с постановки целей и до принятия корректирующих решений. О качестве технологии обучения можно судить по конечному результату, который может быть выражен через рейтинг обучаемых, либо через выполнение  обучающимися норм спортивных разрядов.

Результатом контроля является выполнение норм спортивных разрядов, успешное выступление на спортивных соревнованиях, представляющая собой важное средство повышения уровня учебного процесса.

Выяснение объективного состояния знаний и умений учащихся становится одной из предпосылок дальнейшего планирования и совершенствования учебного процесса, позволяет определить связи между процессом передачи знаний и их усвоением учащимися, т.е. представляет собой внешнее проявление своеобразной обратной связи между тренером — преподавателем и учащимися.

Содержание шахматного образования в спортивных учреждениях дополнительного и высшего образования имеет свою специфику, она должна быть отражена в учебных программах и учтена в задачах, которые учащиеся должны уметь решать.

Решение задач является важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой усваивается система шахматных знаний, умений и навыков. При решении различных задач осуществляется подлинно активная шахматная деятельность, в ходе которой учащиеся не просто усваивают готовые истины, а самостоятельно «вырабатывают» их.

Для того чтобы шахматные понятия, законы, правила стали предметом учебной деятельности, необходимо представить их в виде задач, которые бы направляли и стимулировали активность учащихся.

Роль задач в обучении шахматам определяется, с одной стороны, тем, что в значительной своей части конечные цели обучения сводятся к овладению учащимися методами решения определенной системы задач, с другой стороны, тем, что полноценное достижение целей обучения возможно лишь с помощью решения учащимися системы учебных задач. Задачи вообще должны быть не только целью, но и средством обучения. Используя алгоритм проектирования педагогической технологии планируемого уровня качества, можно разработать любую программу формирования личностных качеств обучаемых, в том числе и логического мышления на основе шахматной деятельности.

На каждом этапе обучения мы уделяем внимание закреплению знаний и умений. Для того чтобы подготовить учащихся к восприятию нового материала, мы освежаем из ранее усвоенного материала те фрагменты, которые могут помочь лучше его понять.

При этом необходим поэтапный контроль усвоения знаний, получаемых в процессе обучения. Возвращение к пройденному материалу помогает освежить его в шахматной подготовки, приоритет в этом должен быть отдан задачам. Учебно-тренировочная задача нацелена на усвоение новых знаний и формирование соответствующих умений и навыков учащихся и, главное, на развитие их личностных качеств, направленных на «умение учиться».

Помимо того, что учебные задачи должны иметь поступательную прогрессивную направленность и внутреннюю логическую взаимосвязанность, они должны оказывать равномерное и одновременное воздействие на формирование всех компонентов логического мышления, которые мы выделяем: мотивационно-целевой, содержательный, операционно-функциональный и рефлексивный. Данный подход, на наш взгляд, должен быть положен в основу разработки специальной программы по шахматам.

Данная программа, направлена на спортивное совершенствование шахматиста, построена на позициях психологической школы деятельностного подхода,  содержит, по нашему мнению, следующие ключевые моменты:

1.Формулирование целей учебного курса.

2.Перевод типовых задач в область умений обучающихся.

3.Определение и обоснование содержательных разделов программы.

4.Определение необходимого уровня усвоения учебных элементов и разработка соответствующей процедуры контроля.

  1. Обоснование ведущих методов и форм организации процесса обучения.
  2. Практическая апробация материала учебных элементов.

Учебно-тематический (дидактический) материал в программе собран в аналитическую, дидактическую картотеку, включающую в себя яркие, эмоциональные упражнения. Занятие не урок, а творческое общение.

Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает. Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером – основной путь совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника – это значит решать его реальные проблемные ситуации.

На уровне аналитической работы происходит:

  • процесс взаимного обогащения – тренер учит и учится сам от ученика;
  • понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) в плане продвижения вперед.

При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же по  разному.

Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.

Методика обучения (формы, приёмы) – постоянно разнообразные.

Метод упражнения. Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как:

  • точные – теоретические;
  • типичные – классификация по стратегическим или тактическим признакам;
  • фрагменты из партий – различное игровое содержание;
  • этюды – аналитические, художественные.

Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:

  • оперативной памяти;
  • оперативного мышления;
  • функции внимания;
  • восприятия;
  • оценочной функции.

Владение методикой обучения не только предполагает выполнение программы, но требует от тренера-преподавателя  умения уточнить, видоизменить как задачи, так и методику работы. При обучении обучающихся наиболее ярко проявляются индивидуальные их различия. В связи с этим возрастает  роль дифференцированного подхода к отбору содержания обучения, его объёму, последовательности и темпу изложения для каждого  шахматиста.

Методы и технологии многоплановы. Заложенные в них принципы работы, направления поиска постоянно углубляются, развиваются, совершенствуются.

 

1.6. РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Результаты:

 

  • Этап начальной подготовки 1 года обучения.

 

Контрольные требования по окончании курса:

  • знать правила шахматной игры (ходы фигур, шах, пат);
  • знать сложные правила (рокировка, взятие на проходе);
  • знать виды ничьей: теоретическая, пат, вечный шах, по соглашению;
  • уметь записывать партию;
  • уметь ставить мат королем и ферзем, королем и ладьей, двумя ладьями одинокому королю;
  • знать сравнительную ценность фигур;
  • решать простые комбинации на мат в 1 ход.

 

  • Этап начальной подготовки 2 года обучения.

 

Контрольные требования по окончании курса:

  • знать основные принципы разыгрывания дебюта;
  • решать простые комбинации на мат в 2 хода;
  • знать основное правило реализации большого материального преимущества;
  • -уметь реализовывать лишнюю пешку в пешечном окончании и фигуру в других окончаниях;
  • уметь определять ключевые поля и методы достижения выигрыша или ничьей в окончании «король и пешка против короля»;
  • знать правила оппозиции и квадрата в пешечном эндшпиле;
  • уметь оценивать позицию в окончании «ферзь против пешки» при далеко расположенном короле сильнейшей стороны;
  • знать план выигрыша при центральных и коневых пешках и ничьей при ладейных и слоновых пешках;
  • выполнить норматив 3-го разряда.

 

  • Тренировочный этап 1 года обучения.

 

Контрольные требования по окончании курса:

  • знать основную идею гамбитов;
  • знать названия, первые ходы и направления игры в нескольких открытых дебютах;
  • знать различные тактические приемы и уметь решать задачи на мат в 2-3 хода;
  • уметь оценивать расположение отдельно взятых фигур;
  • знать методику оценки этих фигур;
  • в пешечном окончании знать метод прорыва, план игры при отдаленной и защищенной проходной;
  • знать основные позиции позиционной ничьей;
  • выполнить норматив 2 разряда.

 

  • Тренировочный этап 2 года обучения.

 

Контрольные требования по окончании курса:

  • знать правило 50-ти ходов и троекратного повторения позиции;
  • знать основы теории Филидора;
  • знать названия, первые ходы и направления игры в нескольких открытых дебютах;
  • знать роль открытых линий в партии;
  • знать различные тактические приемы и уметь решать задачи на мат в 2-3 хода;
  • знать основные планы игры при материальном перевесе;
  • уметь ставить мат двумя слонами;
  • знать выигрышные позиции эндшпиля «ферзь против ладейной или слоновой пешки» при близко расположенном короле;
  • в ладейном эндшпиле знать метод Филидора и построение «моста»;
  • выполнить норматив 1 разряда.

 

  • Тренировочный этап 3 года обучения.

 

Контрольные требования по окончании курса:

  • знать основы спортивного режима шахматиста до и во время проведения соревнования;
  • знать основы творчества, стиль игры некоронованных чемпионов мира;
  • знать основные планы игры в 1-2 полуоткрытом или закрытом дебютах;
  • уметь рассчитывать варианты на 2-4 хода и решать задачи с нахождением различных тактических ударов. Иметь понятие о ходах кандидатах и дереве расчета вариантов;
  • знать приемы пешечного эндшпиля (треугольник, блуждающий квадрат, отталкивание плечом);
  • знать приемы ладейного эндшпиля (обход, атака с тыла, с фланга);
  • знать точные позиции ладейного эндшпиля;
  • знать методы атаки на короля;
  • выполнить норматив балла «Кандидата в мастера».

 

  • Тренировочный этап 4 года обучения.

 

Контрольные требования по окончании курса:

  • знать особенности игры с контролем «с добавлением времени»;
  • знать основы творчества, стиль игры первых чемпионов мира;
  • знать основные планы игры в 1-2 дебютах;
  • уметь рассчитывать варианты на 2-4 хода и решать задачи с нахождением различных тактических ударов. Иметь понятие о ходах кандидатах и дереве расчета вариантов;
  • знать приемы пешечного эндшпиля (блуждающий квадрат, запасные темпы), знать ключевые поля взаимо заблокированных пешек;
  • знать приемы ладейного эндшпиля (обход, атака с тыла, с фланга);
  • знать точные позиции ладейного эндшпиля и принцип Тарраша;
  • знать методы атаки на короля;
  • выполнить норматив разряда «Кандидат в мастера».

 

 

  • Тренировочный этап 5 года обучения.

 

Контрольные требования по окончании курса:

  • знать особенности игры с контролем «с добавлением времени»;
  • знать основы творчества, стиль игры первых чемпионов мира;
  • знать основные планы игры в 1-2 дебютах;
  • уметь рассчитывать варианты на 2-4 хода и решать задачи с нахождением различных тактических ударов. Иметь понятие о ходах кандидатах и дереве расчета вариантов;
  • знать приемы пешечного эндшпиля (блуждающий квадрат, запасные темпы), знать ключевые поля взаимо заблокированных пешек;
  • знать приемы ладейного эндшпиля (обход, атака с тыла, с фланга);
  • знать точные позиции ладейного эндшпиля и принцип Тарраша;
  • знать методы атаки на короля;
  • выполнить норматив разряда «Кандидат в мастера».

 

Контроль и критерии  определения результатов:

В течение всего образовательного процесса преподавателю необходимо проводить диагностику, которая поможет выявить пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, своевременно спланировать коррекционную работу, увидеть в динамике развитие учащихся.

Для оценки эффективности образовательной программы выбраны следующие критерии, определяющие развитие интеллектуальных способностей учащихся:

  • уровень развития оперативной памяти;
  • уровень развития воображения;
  • уровень развития образного и комбинаторного мышления.

Итоговая оценка развития качеств ученика производится по трём уровням: «высокий» – когда положительные изменения личностного качества ученика в течение учебного года признаются как максимально возможные для него; «средний» – когда изменения произошли, но ученик потенциально был способен к большему; «низкий» – когда изменения не замечены.

Результатом усвоения учащимися программы на каждом этапе обучения являются:

  • устойчивый интерес к занятиям по шахматам;
  • выполнение спортивных нормативов (разрядов);
  • результаты достижений в соревнованиях, чемпионатах города, области и российского ранга;
  • индивидуальный коэффициент ЭЛО;
  • внутри школьный рейтинговый коэффициент.

Результатом дополнительного образования обучающихся является процесс положительных изменений в развитии личности.

Модель выпускника отражает наиболее важные качества личности обучающегося, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения. Модель выпускника имеет большое значение. Во-первых, она выполняет интегрирующую роль, то есть представляет из себя целостный образ личности выпускника, во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно-образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива.

Выпускник учреждения дополнительного образования – личность, реализовавшая свой целевой выбор в области деятельности или знания (направление программы), в уровне освоения (образованность), в мотивах (степень готовности к деятельности, развитость интересов), в ценностных ориентациях (глубина, иерархия устремлений, выраженная в поведении) через приобретение собственного опыта.

Модель выпускника включает в себя четыре проекции человека: человеческий организм, социальный индивид, человек как субъект деятельности и человек как личность. Именно личность и выступает как система педагогических целей, которые ставит перед собой муниципальное образовательное бюджетное учреждение  дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» города Волхов Учреждение ориентировано на сохранение организма человека и его физическое развитие, на формирование у обучающихся действий по заданному культурному образцу, на развитие субъекта деятельности и на становление  личности в пределах программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности «Шахматы».

 

Рис.2. Модель выпускника МОБУ ДОД «ДЮСШ» города Волхов

 

Для формирования образа выпускника  в учреждении  создается образовательное пространство, в котором каждый субъект образовательного процесса сможет самоопределиться, само реализоваться, почувствовать и прожить «ситуацию успеха». В таком образовательном пространстве сформируется потребность в здоровом образе жизни, будет обеспечено овладение уровнем базовых знаний и даны представления о культурных и нравственных ценностях, где раскрываются потенциальные возможности каждого через  спортивную деятельность и социальную политику.

Учет социального заказа, образовательных запросов родителей (законных представителей) и потребностей обучающихся позволяет создать образ выпускника: здорового (физически и нравственно), обученного, владеющего способами деятельности с учетом возрастных особенностей, способного к самопознанию, самоопределению, способного адаптироваться в обществе (см. Рис. 2). Это является совместной целью всех участников образовательного процесса.

Рубежные уровни личности обучающегося (выпускника): переход от репродуктивной деятельности к продуктивной, креативной, способность самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций и готовность к осознанному профессиональному выбору, владея достаточными для этого знаниями.

 

 

1.7. СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации данной программы Учреждение имеет достаточное количество комплектов шахмат, механические и электронные шахматные часы, демонстрационные доски с комплектом демонстрационных фигур, мебель.

Для организации образовательного  процесса МОБУ ДОД «ДЮСШ» города Волхов использует, на основании договоров безвозмездного пользования, шахматный клуб МУС ФСЦ «Волхов», площадью 60 кв.м. и групповое помещение МДБОУ № 1, площадью 50 кв. м.

Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера-преподавателя является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности тренера-преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту шахматистами, от индивиду­ального подхода к каждому обучающемуся. Тренер-преподаватель живет своим делом и приглашает обучающихся  работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «ШАХМАТЫ» НА 46 УЧЕБНЫХ НЕДЕЛЬ

Таблица 2

Виды подготовки Этап начальной подготовки Тренировочный этап
Начальная специализация Углублённая специализация
1 год 2 год 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год
Теория и методика физической культуры и спорта 26 46 65 75 80 90 90
Общая физическая подготовка 56 90 118 135 135 140 140
Специальная физическая подготовка 32 52 72 104 127 170 170
Избранный вид спорта: в том числе 162 226 297 330 394 428 428
Техническая подготовка 73 90 120 140 160 180 180
Тактическая подготовка 25 44 50 45 46 50 50
Интегральная подготовка 24 30 40 45 60 65 65
Участие в соревнованиях 10 20 25 30 35 35 35
Восстановительные мероприятия 6 10 15 20 20
Инструкторско-судейская практика 4 4 4 4 4
Медицинское обследование 2 2 4 4 4 4 4
Итоговая и промежуточная аттестация 4 6 8 8 10 10 10
Самостоятельная работа обучающихся в т.ч. по индивидуальным планам 24 34 40 44 60 60 60
Всего часов за 46 недель 276 414 552 644 736 828 828

 

2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ НА 46 УЧЕБНЫХ НЕДЕЛЬ

 

2.1 .УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

(1 года обучения)

                                                    Таблица 3

 

 

Тема

количество часов  

Форма

Кон-троля

 

Приме-чания

 

всего

теоретич.

занятия

практич.

занятия

Шахматный кодекс Шахматная доска 2 2  

Монито-ринг, конт-роль-ные зада-ния

 
Ходы фигур 20 12 8
Шах и мат 12 2 10
Виды ничьей 12 8 4
Ценность фигур 4 4
Запись партии и турнирная дисциплина  

4

 

2

 

2

Рокировка 6 6
Взятие на проходе 6 6
Всего: 66 42 24
Миттель-

шпиль

Виды матовых позиций 58 36 22  

Реше-ние упраж-нений

 
Понятие о комбинации и жертве 2 2
Всего: 60 38 22
Эндшпиль Линейный мат 6 2 4  

Конт-роль-ные зада-ния

 
Мат Кр+Ф – Кр 6 2 4
Мат Кр+Л – Кр 6 2 4
Всего: 18 6 12

Практическая игра

 

132

   

132

  Лёгкие пар-тии,се-ансы

одновр.игры, квалификацион-ные турниры

Итого: 276 86 190    

 

 

2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

(2 года обучения)

 

 

Таблица 4

 

 

Тема

количество часов  

Форма

контроля

 

Примечания

 

всего

теоретич.

занятия

практич.

занятия

Дебют

Основные принципы игры

в дебюте

14

10 4 Конторольные задания  
 

Миттель-

шпиль

Использование материального

перевеса

4 4 Решение упражнений  
Тактика 74 56 18
Всего: 78 60 18

 

Эндшпиль Король с пешкой против короля 20 10 10 Конторольные задания  
Ферзь против пешки 8 4 4
Реализация лишней пешки 20 10 10
Всего: 48 24 24
 

 

Практическая игра

 

 

274

   

 

274

  Квалификационные

турниры,

сеансы

одновр.

игры

Итого: 414 94 320    

 

2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА

(1-й год обучения)

Таблица 5

 

Тема

количество часов Форма

контроля

Примечания
всего теоретич.

занятия

практич. занятия
История шахмат Чатуранга, шатранж 3 3  

 

контрольные задания

Реформа шахмат 3 3
Греко 3 3
Всего: 9 9

Дебют

48 30 18 тренировочные

партии

Миттельшп-иль Особенности фигур 30 30    

решение

упражнений

 

Тактика 90 45 45
Всего: 120 75 45
Эндш-пил Позиционная ничья 25 15 10  

контрольные задания

Пешечный эндшпиль 40 20 20
Всего: 65 35 30

Практическая игра

 

310

   

310

Квалификационные

турниры,

сеансы

одновр.

игры

Итого: 552 149 403

 

2.4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА

(2-й год обучения)

Таблица 6

 

Тема

количество часов Форма

контроля

Примечания
всего теоретич.

занятия

практич. занятия

Шахматный кодекс

3 3 контрольные задания  
История шахмат Стамма 3 3  

 

контрольные задания

Филидор 3 3
Моденское трио 3 3
Всего: 9 9
Дебют Итальянская партия 20 15 5  

тренировочные партии

 

Защита 2-х коней 20 15 5
Всего: 40 30 10
Миттель-

шпиль

Использование материального

перевеса

12 6 6  

решение

упражнений, контрольные задания

Открытые линии 24 18 6
Тактика 160 50 110
Всего: 196 74 122
Эндш-

пиль

Мат двумя слонами 5 2 3  

контрольные задания

Ладейный эндшпиль 20 12 8
Ферзь против пешки 9 6 3
Всего: 34 20 14

Практическая игра

 

 

362

   

 

362

Квалификационные

турниры,

сеансы

одновр.

игры

Итого: 644 136 508

 

 

2.5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА

(3 год обучения)

Таблица 7

 

Тема

количество часов Форма

контроля

Примечания
всего теоретич.

занятия

практич. занятия

Шахматный кодекс

6 6 контрольные задания  
История шахмат Лабурдоннэ 3 3  

 

контрольные задания

Андерсен 6 6
Морфи 6 6
Всего: 15 15
Дебют План игры в дебюте 6 6  

тренировочные партии

 

Французская защита 18 9 9
Защита 2-х коней 12 6 6
Всего: 36 21 15
Миттель-

Шпиль

Техника расчета вариантов 30 15 15  

решение

упражнений, контрольные задания

Тактика 150 50 100
Атака на короля 36 18 18
Пешечная структура 18 18  
Всего: 234 101 133
Эндш-

Пиль

Ладейный эндшпиль 30 18 12  

контрольные задания

Пешечный эндшпиль 45 30 15
Всего: 75 48 27

Практическая игра

 

 

370

   

 

370

Квалификационные

турниры,

сеансы

одновр.

игры

Итого: 736 191 545

 

2.6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА

(4 год обучения)

Таблица 8

 

Тема

количество часов Форма

контроля

Примечания
всего теоретич.

занятия

практич. занятия

Шахматный кодекс

6 6 контрольные задания  
История шахмат Стейниц 6 3 3  

 

контрольные задания

Чигорин, Тарраш 6 3 3
Ласкер 3 3  
Всего: 15 9 6
Дебют План игры в дебюте 6 6  

тренировочные партии

 

Испанская партия 15 9 6
Ферзевый гамбит 15 9 6
Всего: 36 24 12
Миттель-

шпиль

Техника расчета вариантов 30 15 15  

решение

упражнений, контрольные задания

Тактика 150 50 100
Атака на короля 18 9 9
Пешечная структура 36 18 18
Всего: 234 92 142
Эндш-

пиль

Ладейный эндшпиль 45 30 15  

контрольные задания

Пешечный эндшпиль 30 18 12
Всего: 75 48 27

Практическая игра

 

 

462

   

 

462

Квалификационные

турниры,

сеансы

одновр.

игры

Итого: 828 179 649

 

 

 

 

2.6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА

(5 год обучения)

Таблица 9

 

Тема

количество часов Форма

контроля

Примечания
всего теоретич.

занятия

практич. занятия

Шахматный кодекс

6 6 контрольные задания  
История шахмат Стейниц 6 3 3  

 

контрольные задания

Чигорин, Тарраш 6 3 3
Ласкер 3 3  
Всего: 15 9 6
Дебют План игры в дебюте 6 6  

тренировочные партии

 

Испанская партия 15 9 6
Ферзевый гамбит 15 9 6
Всего: 36 24 12
Миттель-

шпиль

Техника расчета вариантов 30 15 15  

решение

упражнений, контрольные задания

Тактика 150 50 100
Атака на короля 18 9 9
Пешечная структура 36 18 18
Всего: 234 92 142
Эндш-

пиль

Ладейный эндшпиль 45 30 15  

контрольные задания

Пешечный эндшпиль 30 18 12
Всего: 75 48 27

Практическая игра

 

 

462

   

 

462

Квалификационные

турниры,

сеансы

одновр.

игры

Итого: 828 179 649

 

 

 

3.СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Этап начальной подготовки 1 года обучения.

ЗАДАЧИ: Овладение элементарными основами игры, овладение навыками решения шахматных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1.Шахматный кодекс и первоначальные понятия.

Правила шахматной игры (шахматная доска, наименование фигур, ходы фигур, шах и мат). Виды ничьей: теоретическая, пат, вечный шах, по соглашению. Нотация. Запись шахматной партии. Турнирная дисциплина. Правило «тронул-ходи».

2.Миттельшпиль.

Понятие о комбинации. Понятие о жертве. Мат в 1-2 хода.

3.Эндшпиль.

Определение эндшпиля. Матование одинокого короля королем и ферзем, королем и ладьей, двумя ладьями.

 

Этап начальной подготовки 2 года обучения.

ЗАДАЧИ: Закрепление навыка решения шахматных задач на мат в 2 хода, получение первоначальных знаний по принципам игры в дебюте и эндшпиле.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1.Дебют. Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине игры. Принципы разыгрывания дебюта: развитие фигур, борьба за центр, безопасность короля. Типичные ошибки в дебюте.

2.Миттешпиль. Задачи на мат в 2 хода. Использование большого материального перевеса.

3.Эндшпиль. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Активность короля в эндшпиле. Реализация лишней пешки в пешечном окончании и фигуры в других. Простейшие пешечные окончания: «король и пешка против короля». Ключевые поля, оппозиция, правило квадрата. Окончание «ферзь против пешки».

 

Тренировочный этап 1 года обучения.

ЗАДАЧИ: Ознакомление с основными тактическими идеями и приемами, овладение элементами теории дебютов, приобретение навыков участия в соревнованиях.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1.Исторический обзор развития шахмат. Происхождение шахмат. Чатуранга. Шатранж. Табии. Мансубы. Реформа шахмат. Ранняя итальянская школа. Греко.

2.Дебют. Классификация дебютов. Открытые дебюты. Гамбиты. Понятие о центре и флангах. Гамбит Дамиано. Итальянская партия. Типичные ошибки в дебюте.

3.Миттельшпиль. Понятие о тактике. Двойной удар. Ренген. Связка и освобождение от связки. Открытое нападение. Открытый и двойной шах. Освобождения поля, линии. Комбинации с мотивом «спертого мата», использования слабости последней горизонтали, превращения пешек. Особенности фигур.

4.Эндшпиль. Пешечный эндшпиль: прорыв, отдаленная и защищенная проходная пешка. Позиционная ничья (крепость).

 

Тренировочный этап 2 года обучения.

ЗАДАЧИ: Ознакомление с основными тактическими идеями и приемами, овладение элементами теории дебютов, приобретение навыков участия в соревнованиях.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1.Шахматный кодекс. Виды ничьей: троекратное повторение позиции и правило 50-ти ходов.

2.Исторический обзор развития шахмат. Стамма. Филидор и его теория. Моденское трио.

3.Дебют. Итальянская партия. Защита 2-х коней.

4.Миттельшпиль. Отвлечение. Завлечение. Блокировка. Перекрытие.Уничтожение защиты. Разрушение пешечного прикрытия короля. Захват пункта. Пат. Цугцванг. Промежуточный ход. Ловушки. Задачи. Открытые линии: образование открытых линий, методы борьбы за открытую линию, вторжение в тыл противника, использование 2-й (7-й) горизонтали. Основные планы при реализации материального преимущества.

  1. Эндшпиль. Мат двумя слонами. Ладейный эндшпиль: метод Филидора, мост. Эндшпиль ферзь против слоновой или ладейной пешки при близко расположенном короле.

Тренировочный  этап 3 года обучения.

ЗАДАЧИ: Развитие комбинационного зрения, ознакомление с приемами атаки и защиты в шахматной партии, приобретение знаний по истории шахмат, приобретение навыков самостоятельной работы над шахматами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. Спортивный режим шахматиста. Основы правильного поведения спортсмена до и во время соревнований.
  2. Исторический обзор развития шахмат. Лабурдонне. Первый и второй международный турниры. А. Андерсен и П. Морфи.
  3. Дебют. Полуоткрытые и закрытые дебюты. План игры в дебюте. Оценка позиции в дебюте. Связь игры с миттельшпилем. Стратегические идеи французской защиты.
  4. Миттельшпиль. Атака на короля в центре, при односторонних и разносторонних рокировках. Атака пешками. Атака фигурами. Фигурно-пешечная атака. Методика расчета вариантов.
  5. Эндшпиль. Ладейные окончания. Точные позиции в ладейном окончании. Абсолютное владение 7-й линией. Пешечный эндшпиль. Блуждающий квадрат. Треугольник. Отталкивание плечом.

Тренировочный  этап 4 года  обучения.

ЗАДАЧИ: Развитие комбинационного зрения, ознакомление с приемами атаки и защиты в шахматной партии, приобретение знаний по истории шахмат, приобретение навыков самостоятельной работы над шахматами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. Шахматный кодекс. Особенности игры с контролем «с добавлением времени».
  2. Исторический обзор развития шахмат. Теория Стейница. Чигорин, Тарраш, Ласкер.
  3. Дебют. Открытые и закрытые дебюты. План игры в дебюте. Оценка позиции в дебюте. Связь игры с миттельшпилем. Стратегические идеи испанской партии и ферзевого гамбита.
  4. Миттельшпиль. Мобилизация сил при атаке. Роль центра при атаке на короля. Разрушение пешечного прикрытия короля; жертвы на g7, h7, h6. Пешечная структура. Изолированные и сдвоенные пешки. Использование пешечных слабостей. Методика расчета вариантов.
  5. Эндшпиль. Ладейные окончания. Принцип Тарраша. Борьба при проходных пешках. Методика оценки позиции в эндшпиле. Пешечный эндшпиль. Блуждающий квадрат. Ключевые поля взаимо заблокированных пешек. Запасные темпы.

 

Тренировочный  этап 5 года  обучения.

ЗАДАЧИ: Развитие комбинационного зрения, ознакомление с приемами атаки и защиты в шахматной партии, приобретение знаний по истории шахмат, приобретение навыков самостоятельной работы над шахматами.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. Шахматный кодекс. Особенности игры с контролем «с добавлением времени».
  2. Исторический обзор развития шахмат. Теория Стейница. Чигорин, Тарраш, Ласкер.
  3. Дебют. Открытые и закрытые дебюты. План игры в дебюте. Оценка позиции в дебюте. Связь игры с миттельшпилем. Стратегические идеи испанской партии и ферзевого гамбита.
  4. Миттельшпиль. Мобилизация сил при атаке. Роль центра при атаке на короля. Разрушение пешечного прикрытия короля; жертвы на g7, h7, h6. Пешечная структура. Изолированные и сдвоенные пешки. Использование пешечных слабостей. Методика расчета вариантов.
  5. Эндшпиль. Ладейные окончания. Принцип Тарраша. Борьба при проходных пешках. Методика оценки позиции в эндшпиле. Пешечный эндшпиль. Блуждающий квадрат. Ключевые поля взаимо заблокированных пешек. Запасные темпы.

 

 

  1. IV. ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.Голенищев В. “Программа подготовки шахматистов IV-III разрядов” М. “Советская Россия”, 1968 г.

2.Голенищев В. “Программа подготовки шахматистов II разряда” М. “Советская Россия”, 1982г.

3.Голенищев В. “Программа подготовки шахматистов I разряда” М. “Советская Россия”, 1986г.

3.Славин И.И. “Учебник-задачник шахмат” Архангельск, тт. 1-7, “Правда Севера”, 1997-2000г.

4.Шааб А.А. “Развитие личности детей средствами дополнительного образования: шахматы” Новокузнецк, 2004г.

  1. Вершинин М.А. Технологическое обеспечение формирования логического мышления учащихся в условиях дополнительного образования: Канд. дис. Саратов, 2001. — 237 с.
  2. Вершинин М.А. Педагогическая технология формирования логического мышления в условиях шахматной деятельности: Монография. — Волгоград: ИПК: Царицын, 2003. — 256 с.
  3. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. — М.: Экономика, 1975.
  4. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности / Под общ. ред. Н.А. Алексеева. — М.: ГЦОЛИФК, 1986. — 80 с.

 

  1. V. ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ПО ПРОГРАММЕ

1.Авербах Ю. «Школа середины игры», изд-во «Терра-спорт», М. 2000г.

2.Авербах Ю. Котов А. Юдович М. «Шахматная школа», Ростов-на-Дону,       изд-во «Феникс», 2000г.

3.Авербах Ю. Котов А. Тайманов М. и др. «Шахматная академия. 24 лекции»,       Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 2003г.

4.Блох М. «600 комбинаций» М. 2001г.

5.Волчок А.С. «Уроки шахматной тактики», Николаев, изд-во «Атолл», 2003г.

5.Иващенко С.Д. «Сборник шахматных комбинаций», Киев, «Радянська школа», 1986г.

6.Калиниченко Н.М. «Энциклопедия шахматных комбинаций» М. 2003г.

7.Калиниченко Н.М. «Энциклопедия шахматных окончаний» М. 2003г.

8.Кособродов М.П. «Шахматные комбинации», изд-во «Дебют-плюс», Киев, 1977г.

9.Костров В. Рожков П. «Решебник. 1000 шахматных задач». Кн. 1, 2, 3 год.       Изд-во «Литера», С.-Петербург, 2001г.

10.Костров В. Белявский Б. «Решебник. 2000 шахматных задач». Кн. 1, 2, 3 год.       Изд-во «Литера», С.-Петербург, 2003г.

11.Костров В. Белявский Б. «Как играть шахматные окончания. Тест-партии». Кн.1, 2       Изд-во «Литера», С.-Петербург, 2003г.

12.Мурашко В. Стяжкин В. «Шахматы. Спортивное совершенствование», С.-Петербург, 1999г.

13.Нейштадт Я.И. «Шахматный практикум» М. изд-во «ФиС», 1980г.

14.Сухин И.Г. «1000 самых знаменитых комбинаций» М. 2001г.

15.Хенкин В. «Последний шах» М. изд-во «ФиС» 1979г.

16.Эйве М. «Стратегия и тактика. Курс шахматных лекций», Ростов-на-Дону,       изд-во «Феникс», 2002г.

17.Яковлев Н. Костров В. «Шахматный решебник-2. Найди лучший ход!», изд-во С.-Петербург, 1998г.

 

Комментарии запрещены.

Поиск
Версия для слабовидящих
Случайная цитата

Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения.

— Анатолий Васильевич Луначарский
Фотоальбом

Адрес школы: г. Волхов, ул. Ломоносова, 26
Телефоны: 8(81363)26-348; 8(81363)26-913
Ждем Ваших детей от трех лет!