Дополнительная общеразвивающая программа по шахматам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ          УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» ГОРОДА ВОЛХОВ

 

 

        Принята                                     Утверждено

  педагогическим                 Приказом № 72 от 24.07.2015г.

Советом «ДЮСШ»  

   Протокол № 3

от 21 июля 2015 г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА ПО ШАХМАТАМ


Срок реализации образовательной программы  — весь период

 

 

Программа разработана:

Донцовым В.П., зам. директора по УВР

Шелестовым Н.В., тренером-преподавателем первой категории

г.Волхов

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Наименование разделов Стр.
1. Пояснительная записка 3-4
2. Цель и задачи образовательной программа 4-5
2.1. Особенности реализации программы 5-9
2.2. Основные способы и формы реализации программы, особенности возрастных групп обучающихся  

9-12

2.3. Основные методы и технологии 12-17
2.4. Результаты и критерии их определение 12-13
2.5. Средства для реализации программы 14
3. Учебный План программы «Шахматы» 14
3.1. Учебно-тематический план 15
4. Содержание образовательной программы 15-16
5. Литература, используемая для разработки программы и организации образовательного процесса. 17

 

  1. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Шахматы давно перестали быть просто интеллектуальным развлечением и игрой.  Это древнейшее спортивное искусство в наши дни стало неотъемлемой частью духовной жизни человечества.

Шахматы как вид спорта получают всё большее признание в, России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus» — «Мы все – одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду.

Шахматы – наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нужны как способ самовыражения творческой активности человека.

Шахматы — это не только игра, доставляющая обучающимся много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у обучающихся ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит обучающегося запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть  результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач  в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Данная программа по шахматам составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Закона от 04.12.2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказом Министерства Спорта российской Федерации от 12.09.2013 года № 731 «Об утверждении приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта». Приказом Министерства Спорта Российской Федерации от 27.12.2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», Приказом Министерства Спорта Российской Федерации от 12.09.2013 года № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам». Письмо Министерства Спорта Российской Федерации от 12.05.2014 года № ВМ-0410/2554 «О направлении методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14 № 41 от 04.07.2014г., Уставом МОБУ ДОД «ДЮСШ».


  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Цель: посредством занятий шахматами содействовать самоопределению, самореализации личности, развитию интеллектуальных способностей и творчества.

Задачи:

 

Обучающие:

 

  • усвоение учащимися основных правил и понятий шахматной игры, сведений об истории происхождения шахмат;
  • формирование специальных и обще учебных умений;
  • умение объяснить употребляемые шахматные термины;
  • умение пользоваться шахматной литературой (теоретическими справочниками, турнирными сборниками).

 

Развивающие:

 

  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • формирование эмоционального отношения к эстетической стороне шахматного искусства;
  • формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность).

 

Воспитательные:

 

  • формирование самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению;
  • воспитание волевых качеств личности: умение сосредоточиться в игре, культура поведения по отношению к соперникам и товарищам по команде;
  • формирование эмоционального отношения к эстетической стороне шахматного искусства.

Для реализации поставленных целей и задач в шахматном обучении используются различные методы и формы:

  • игра (учебные, тренировочные и тематические партии между обучающимися и с педагогом);
  • участие в личных и командных соревнованиях различного уровня;
  • работа с шахматной литературой;

Занимаясь шахматами невозможно добиться успеха, не зная основных законов игры и не применяя их на практике. Только тот воспитанник, который внимательно и целенаправленно будет изучать все грани шахмат и будет способен творчески применять все свои знания на практике, добьется успеха. Участие воспитанников в различных соревнованиях и стремление к достижению успеха неизбежно приводит  к воспитанию уважения чужого мнения и к формированию таких качеств, как дисциплинированность, самообладание, выдержка и т.п.

Реализовать поставленные цели и задачи в шахматном развитии помогает следующее:

  • развитие памяти – изучение правил шахматной игры (шахматная доска, наименование фигур, ходы фигур, шах и мат)и др.;
  • развитию внимания – правильная организация учебно-тренировочного процесса, необходимость избежать ошибок в практической партии и т.п.;

Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно донести до сознания учащихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шахматах.


2.1. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Шахматы проявляют и формируют характер, свойства и качества натуры обучающегося, помогают в учении, достижении гармонии между врожденным и приобретенным.

Так как формирование разносторонне развитой личности — сложная задача, наделенная богатыми возможностями программа «Шахматы» через структуру и содержание способна придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер.

Программа «Шахматы» — средство разностороннего развития индивида. Это — универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры, в том числе логического и творческого мышления, и способная эффективно восполнить отсутствие логики в школьном обучении. Через реализацию программы можно подойти к путям формирования личности нового типа, развития инициативы, активности, способностей, трудолюбия, добросовестности, творческого потенциала.

Практическое значение программы определяется реализацией идей развивающего обучения в процессе обучения детей шахматам, формирования у них теоретического мышления на основе организации рефлексивной деятельности при спортивном совершенствовании начинающих шахматистов. Программа позволяет вести работу по  целенаправленному развитию творческих способностей личности, что обеспечит качественно новый уровень подготовки шахматистов.

 

Программа позволяет:

  • обеспечить развитие мыслительных способностей обучающегося (внимание, память, сообразительность и др.);
  • научить принимать самостоятельные решения в трудных ситуациях;
  • вырабатывать психологический настрой на достижение цели.

В Программе делается упор на начальные сведения о шахматах исходя из знаний, полученных обучающимся в дошкольном образовательном, общеобразовательном учреждениях.      Материал по истории шахмат тематически не выделен, и тренер-преподаватель использует его в процессе обучения самостоятельно.

Занятия строятся на дидактических принципах:

  • доступность: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частного к общему;
  • наглядность: ярко, занимательно, с новизной;
  • переход от одной темы к другой только после усвоения материала большинством обучающихся (с чувством меры, установкой на систематичность и последовательность изучения);
  • приоритет практических занятий над теоретическими;
  • стимулирование ситуации успеха;
  • воспитывающий характер обучения.

Программа реализуется на одном этапе подготовки.

 

На спортивно-оздоровительном этапе:

  • привлечение к систематическим занятиям спортом максимального количества обучающихся, не имеющих медицинских противопоказаний;

 

2.2. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Программа адресована детям от 4 лет  до 18 лет. Однако возраст спортсмена может не ограничиваться, если    его спортивные результаты стабильны.

Выполнение программы рассчитано на  весь период обучения.

При объединении в одну группу занимающихся разных возрастов их количественный состав на спортивно-оздоровительном этапе — 15 обучающихся. Организация образовательного процесса при реализации программы регламентируется:

  • учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы);
  • годовым календарным учебным графиком, определяющим начало и конец учебного года, включая установление каникул;
  • расписанием учебно-тренировочных занятий, определяющим их еженедельное количество и продолжительность;
  • Едиными календарными планами спортивно-массовых мероприятий и годовым планом работы Учреждения;
  • методическими указаниями и методические обеспечение программы, литературой по шахматам.

Продолжительность обучения определяется образовательной программой и составляет не менее 46 недель.

Максимальный объем учебно-тренировочной работы для  спортивно-оздоровительного этапа составляет 6 часов в неделю;

Продолжительность одного учебного — тренировочного занятия не может превышать:

  • на оздоровительном этапе — 2 академических часа;
  • академический час для обучающихся школьного возраста – 45 минут;
  • академический час для обучающихся в возрасте 4-5 лет – 20-25 минут;
  • академический час для обучающихся в возрасте 5-6 лет – 25-30 минут;

 

Таблица 1

п/п Этапы подготовки Нормативный срок освоения
1 Спортивно-оздоровительный тап Весь период

 

Основными формами образовательного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия,  тестирование и медицинский контроль, участие в   соревнованиях внутри школьного уровня, что  способствует реализации и освоению обучающимися данной программы.

В предлагаемой программе обучающиеся знакомятся с начальными знаниями стратегии шахмат и продолжают развитие тактического мастерства. Прививаются навыки  работы со специальной литературой. Увеличивается нагрузка.

В процессе формирования игровых навыков, решение тактических позиций дополняется заданиями логического характера.

Важнейшим условием деятельности муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» города Волхов при реализации программы является личностно-ориентированная педагогика, которая предполагает помощь обучающемуся в осознании себя личностью, в выявлении его творческих способностей, раскрытии его возможностей, личностном становлении, совершенствовании самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

Основными концептуальными идеями деятельности школы при реализации программы являются:

 

  1. Признание сущностного права обучающегося на свободное самоопределение и самореализацию, неотъемлемого права на свободу выбора.

Самоопределение является одним из важнейших этапов в процессе развития личности. Жизненное самоопределение предполагает наличие собственных взглядов, установок и жизненной позиции, через призму которых человек взаимодействует с окружающим миром, участвует в совместной деятельности. Это способствует раскрытию и развитию его личностных особенностей, помогает найти свое место в обществе, цель и смысл существования.

Образовательный процесс направлен на создание условий, способствующих формированию потребности у обучающихся в самоопределении. Таким образом, обучающиеся свободны и независимы в выборе своего будущего пути.

Ориентация на потребности и желания обучающихся, а точнее их удовлетворение, предполагает возможность выбора специализированной образовательной программы, индивидуального подхода на уровне содержания, применение различных методов и методик, выбор индивидуального уровня сложности, что приведет к развитию личности и творческой самореализации.

 

  1. Признание индивидуальности каждого человека.

Каждый человек уникален и неповторим, и наделен набором стандартных психологических качеств, свойственных только ему. Индивидуальность человека основывается на природных факторах: наследственные задатки, особенности нервной деятельности, потребности – однако, они несут социальный характер, т.е. раскрываются и развиваются в социуме, в специально созданных условиях.

  • Исходя из этого, главная задача образовательного процесса создание специальных условий, способствующих раскрытию и развитию индивидуальных особенностей обучающихся. Акцентирование внимания на ценность индивидуального развития означает индивидуальный подход к каждому обучающемуся с организацией совместной деятельности и конструктивного общения.

В нашем случае, индивидуализация – это совместная деятельность тренера-преподавателя и обучающегося по развитию того особенного, неповторимого, единичного, что заложено в  обучающемся от природы и приобретено им в жизненном опыте.

 

  1. Творческое сотрудничество или изменение личностных установок участников образовательного процесса в совместной продуктивно разделенной деятельности.

Взаимодействие тренера-преподавателя и обучающихся, в основе которого лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение), составляет эффективную тактику обучения в современном образовательном процессе.

Такое сотрудничество позволяет развиваться всем: от младших до старших, включая тренера-преподавателя, позволяет снять психологические барьеры, неуверенность в себе, а также способствует приобретению социального опыта.

 

  1. Дополнительное образование на основе общности интересов обучающегося и тренера-преподавателя интенсивно и целенаправленно ведет к процессу формирования гуманистических и нравственных ценностных ориентаций.

Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко гуманных и нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Тренеры-преподаватели информируют обучающихся о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Цель образовательного процесса – создание условий для развития личности, ориентированной на нравственные и гуманистические ценности, способной к ответственному и эффективному поведению в социуме.

 

2.3.ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ

 

При проектировании технологии формирования логического мышления шахматистов выделяют ряд существенных признаков и основных характеристик, указывающих на то, что данная технология:

  • представляет собой особую совокупность методов, способов, приемов и средств обучения, обеспечивающих эффективность и устойчивость процесса гарантированного достижения поставленной цели обучения;
  • является всего лишь частью целостной педагогической (дидактической) системы, отвечающей на вопрос «как учить результативно?»;
  • предусматривает диагностичность и возможность коррекции процесса обучения;
  • обеспечивает возможность ее воспроизведения и повторения другими педагогами.

Одним из наиболее ярких видов умственной деятельности, в котором проявляется (в динамике) технология формирования и развития логического мышления, являются шахматы.

 

Как известно, информация в шахматах кодируется в виде символов, обозначающих ходы, являющиеся результатом свёртывания длинной цепи рассуждений.

Одной из важнейших особенностей шахматного образования является фундаментальность шахматной подготовки.

Фундаментальность курса шахмат характеризуется:

  • определённым уровнем логической обоснованности изучаемых фактов;
  • достаточным уровнем абстрактности шахматных понятий;
  • наличием универсальных шахматных методов;
  • соблюдением внутренней логики развития предмета.

Фундаментальность курса шахмат на практике означает овладение богатым арсеналом технических средств и приемов ведения борьбы на всех стадиях партии. Например, применительно к середине игры это означает знание и умение применения технологий разыгрывания типовых позиций миттельшпиля.

Явления, называемые во время учебных занятий новыми для учащихся терминами, становятся конкретными, когда находят применение на практике. Это также усиливает интерес к теоретическим знаниям. Усилие, которое человек прилагает для выполнения практических функций, влияет на закрепление как знаний, так и умений. Материал, использованный в практических действиях, тщательно обдумывается и тем самым закрепляется. Но познание шахмат разительно отличается от изучения других предметов. Однако в процессе обучения шахматам таких тем, при изучении которых новые знания можно применять непосредственно на практике, очень и очень мало. Применение полученных знаний для решения сугубо шахматных проблем — вот типичное применение знаний на практике.

Этому способствуют структурность знаний, соединение существенных сведений в определённое целое, проведение классификаций и определение учащимся заданий, требующих всякий раз нового подхода к программному материалу, так как они делают возможным углубленное понимание проблем.

Задача развития личности связана с целенаправленным формированием тех качеств, которые позволяют ей сохранить индивидуальность, осознать ответственность не только за окружающий мир, но и за реализацию своих способностей и интересов. В соответствии с данными целями определяются задачи формирования не отдельных личностных качеств, а их блоков, например креативного блока, блока социальной активности, блока нравственной зрелости, профессионального блока и др.

Функции управления многообразны: организация учебного процесса, планирование, координация, мотивация, контроль и учёт выполнения поставленных задач. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение учебно-воспитательного процесса и определяется выбором организационных форм.

Стратегия управления в технологии обучения должна заключаться в качественном выполнении всех видов деятельности проектирования с постановки целей и до принятия корректирующих решений. О качестве технологии обучения можно судить по конечному результату, который может быть выражен через  выполнение  обучающимися норм спортивных разрядов.

Результатом контроля является успешное выступление на внутри школьных спортивных соревнованиях.

Выяснение объективного состояния знаний и умений учащихся становится одной из предпосылок дальнейшего планирования и совершенствования учебного процесса, позволяет определить связи между процессом передачи знаний и их усвоением учащимися, т.е. представляет собой внешнее проявление своеобразной обратной связи между тренером — преподавателем и учащимися.

Решение задач является важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой усваивается система шахматных знаний, умений и навыков. При решении различных задач осуществляется подлинно активная шахматная деятельность, в ходе которой учащиеся не просто усваивают готовые истины, а самостоятельно «вырабатывают» их.

Для того чтобы шахматные понятия, законы, правила стали предметом учебной деятельности, необходимо представить их в виде задач, которые бы направляли и стимулировали активность учащихся.

На каждом этапе обучения мы уделяем внимание закреплению знаний и умений. Для того чтобы подготовить учащихся к восприятию нового материала, мы освежаем из ранее усвоенного материала те фрагменты, которые могут помочь лучше его понять.

При этом необходим поэтапный контроль усвоения знаний, получаемых в процессе обучения. Возвращение к пройденному материалу помогает освежить его в шахматной подготовки, приоритет в этом должен быть отдан задачам. Учебно-тренировочная задача нацелена на усвоение новых знаний и формирование соответствующих умений и навыков учащихся и, главное, на развитие их личностных качеств, направленных на «умение учиться».

Данная программа, направлена на привлечение к занятиям шахматами, построена на позициях психологической школы деятельностного подхода,  содержит, по нашему мнению, следующие ключевые моменты:

  • Формулирование целей учебного курса.
  • Перевод типовых задач в область умений обучающихся.
  • Определение и обоснование содержательных разделов программы.
  • Определение необходимого уровня усвоения учебных элементов и разработка соответствующей процедуры контроля. Занятие не урок, а творческое общение.

Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает. Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером – основной путь совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника – это значит решать его реальные проблемные ситуации.

На уровне аналитической работы происходит:

  • процесс взаимного обогащения – тренер учит и учится сам от ученика;
  • понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) в плане продвижения вперед.

При этом необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же по  разному.

Метод упражнения. Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как:

  • точные – теоретические;
  • типичные – классификация по стратегическим или тактическим признакам;
  • фрагменты из партий – различное игровое содержание;
  • этюды – аналитические, художественные.

Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:

  • оперативной памяти;
  • оперативного мышления;
  • функции внимания;
  • восприятия;
  • оценочной функции.

Владение методикой обучения не только предполагает выполнение программы, но требует от тренера-преподавателя  умения уточнить, видоизменить как задачи, так и методику работы. При обучении обучающихся наиболее ярко проявляются индивидуальные их различия. В связи с этим возрастает  роль дифференцированного подхода к отбору содержания обучения, его объёму, последовательности и темпу изложения для каждого  шахматиста.

Методы и технологии многоплановы. Заложенные в них принципы работы, направления поиска постоянно углубляются, развиваются, совершенствуются.

 

2.4. РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Результаты:

  • Спортивно-оздоровительный этап.

 

Контрольные требования по окончании курса:

  • знать правила шахматной игры (ходы фигур, шах, пат);
  • знать сложные правила (рокировка, взятие на проходе);
  • знать виды ничьей: теоретическая, пат, «вечный» шах, по соглашению;
  • уметь записывать партию;
  • уметь ставить мат королем и ферзем, королем и ладьей, двумя ладьями одинокому королю;
  • знать сравнительную ценность фигур;
  • решать простые комбинации на мат в 1 ход.

 

Контроль и критерии  определения результатов:

В течение всего образовательного процесса преподавателю необходимо проводить диагностику, которая поможет выявить пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, своевременно спланировать коррекционную работу, увидеть в динамике развитие учащихся.

Для оценки эффективности образовательной программы выбраны следующие критерии, определяющие развитие интеллектуальных способностей учащихся:

  • уровень развития оперативной памяти;
  • уровень развития воображения;
  • уровень развития образного и комбинаторного мышления.

Итоговая оценка развития качеств ученика производится по трём уровням: «высокий» – когда положительные изменения личностного качества ученика в течение учебного года признаются как максимально возможные для него; «средний» – когда изменения произошли, но ученик потенциально был способен к большему; «низкий» – когда изменения не замечены.

Результатом усвоения учащимися программы на каждом этапе обучения являются:

  • устойчивый интерес к занятиям по шахматам;
  • результаты достижений в соревнованиях внутри школьного уровня;
  • внутри школьный рейтинговый коэффициент.

Результатом дополнительного образования обучающихся является процесс положительных изменений в развитии личности.

 

2.5. СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации данной программы Учреждение имеет достаточное количество комплектов шахмат, механические и электронные шахматные часы, демонстрационные доски с комплектом демонстрационных фигур, мебель.

Для организации образовательного  процесса МОБУ ДОД «ДЮСШ» города Волхов использует, на основании договоров безвозмездного пользования, шахматный клуб МУС ФСЦ «Волхов», площадью 60 кв.м. и групповое помещение МДБОУ № 1, площадью 50 кв. м.

Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера-преподавателя является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности тренера-преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту шахматистами, от индивиду­ального подхода к каждому обучающемуся. Тренер-преподаватель живет своим делом и приглашает обучающихся  работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность.

2.6 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «ШАХМАТЫ» НА 46 УЧЕБНЫХ НЕДЕЛЬ

Таблица 2

Виды подготовки Спортивно-оздоровительный этап
 
Теория и методика физической культуры и спорта 32
Общая физическая подготовка 62
Специальная физическая подготовка 32
Избранный вид спорта, в том числе: 150:
Техническая подготовка 85
Тактическая подготовка 25
Интегральная подготовка 24
Участие в соревнованиях 10
Восстановительные мероприятия 0
Инструкторско-судейская практика 0
Медицинское обследование 2
Итоговая и промежуточная аттестация 4
Всего часов за 52 недели 276

 

 

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

3.1 .УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА

                                                    Таблица 3

 

 

Тема

количество часов  

Форма

конт-роля

 

Приме-чания

 

всего

Теоре-тич.

заня-тия

практич

занятия

Шахматный кодекс Шахматная доска 2 2  

Монито-ринг, конт-роль-ные зада-ния

 
Ходы фигур 20 12 8
Шах и мат 12 2 10
Виды ничьей 12 8 4
Ценность фигур 4 4
Запись партии и турнирная дисциплина  

4

 

2

 

2

Рокировка 6 6
Взятие на проходе 6 6
Всего: 66 42 24
Миттель-

шпиль

Виды матовых позиций 58 36 22  

Реше-ние упраж-нений

 
Понятие о комбинации и жертве 2 2
Всего: 60 38 22
Эндшпиль Линейный мат 6 2 4  

Конт-роль-ные зада-ния

 
Мат Кр+Ф – Кр 6 2 4
Мат Кр+Л – Кр 6 2 4
Всего: 18 6 12

 

Практическая игра

 

132

   

132

  Лёгкие пар-тии,се-ансы

одновр.игры, квалификацион-ные турниры

Итого: 276 86 190    


4.СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Спортивно-оздоровительный этап.

 

ЗАДАЧИ: Овладение элементарными основами игры.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

ТЕОРИЯ:

  • Легенда возникновения шахматной игры, древние шахматы, путешествие шахмат по миру;
  • Правила шахматной игры (шахматная доска, наименование фигур, шах и мат);
  • Виды ничьей:
  • теоретическая,
  • пат,
  • «вечный» шах,
  • по соглашению;
  • Турнирная дисциплина. Правило – «Тронул – ходи!»
  • Понятие дебюта, ошибки в дебюте;
  • Понятие окончания игры;
  • Понятие окончания игры;

 

  • Шахматный кодекс и первоначальные понятия.
  • Правила шахматной игры (шахматная доска, наименование фигур, ходы фигур, шах и мат, ценность фигур, взятие фигур).
  • Нотация. Запись шахматной партии.

 

  1. ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.Голенищев В. “Программа подготовки шахматистов IV-III разрядов” М. “Советская Россия”, 1968 г.

2.Шааб А.А. “Развитие личности детей средствами дополнительного образования: шахматы” Новокузнецк, 2004г.

  1. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. — М.: Экономика, 1975.
  2. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности / Под общ. ред. Н.А. Алексеева. — М.: ГЦОЛИФК, 1986. — 80 с.

5.Авербах Ю. «Школа середины игры», изд-во «Терра-спорт», М. 2000г.

6.Авербах Ю. Котов А. Юдович М. «Шахматная школа», Ростов-на-Дону,       изд-во «Феникс», 2000г.

7.Волчок А.С. «Уроки шахматной тактики», Николаев, изд-во «Атолл», 2003г.

8.Костров В. Рожков П. «Решебник. 1000 шахматных задач». Кн. 1, 2, 3 год.       Изд-во «Литера», С.-Петербург, 2001г.

9.Костров В. Белявский Б. «Решебник. 2000 шахматных задач». Кн. 1, 2, 3 год.       Изд-во «Литера», С.-Петербург, 2003г.

10.Нейштадт Я.И. «Шахматный практикум» М. изд-во «ФиС», 1980г.

11.Сухин И.Г. «1000 самых знаменитых комбинаций» М. 2001г.

12.Яковлев Н. Костров В. «Шахматный решебник-2. Найди лучший ход!», изд-во С.-Петербург, 1998г.


Полный оригинальный текст документа в PDF-формате

Комментарии запрещены.

Поиск
Версия для слабовидящих
Фотоальбом

Адрес школы: г. Волхов, ул. Ломоносова, 26
Телефоны: 8(81363)26-348; 8(81363)26-913
Ждем Ваших детей от четырех лет!