Дополнительная общеразвивающая программа по спортивной гимнастике
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ « ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» ГОРОДА ВОЛХОВ
Принята Утверждено
педагогическим Приказом № 72 от 24.07.2015г.
Советом «ДЮСШ»
Протокол № 3 от
21 июля 2015 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
Срок реализации образовательной программы — весь период
Программа разработана:
Донцовым В.П., зам. директора по УВР
Цветковым А.М., тренером-преподавателем высшей категории
Васталь В.О., тренером-преподавателем первой категории
г. Волхов
2015 год
2
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п |
Раздел |
Стр. |
1 |
Пояснительная записка |
3-4 |
2 |
Режим учебно-тренировочного процесса и наполняемость учебных групп |
5 |
3 |
Контрольные упражнения на этапе подготовки |
5 |
4 |
Годовой Учебный план |
6 |
5 |
Содержание изучаемого материала: |
|
5.1 |
Спортивно-оздоровительный этап |
7 |
6 |
Методическое обеспечение образовательного процесса |
7-8 |
7 |
Формы занятий по спортивной гимнастике |
8 |
8 |
Методы обучения |
9-10 |
9 |
Средства организации и проведения образовательного процесса |
10-11 |
10 |
Психологическая подготовка |
11-12 |
11 |
Критерии оценки образовательного процесса |
12 |
12 |
Список литературы |
13 |
3
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа по спортивной гимнастике — является дополнительной общеобразовательной программой физкультурно – спортивной направленности.
Программа муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» города Волхов отделения спортивной гимнастики призвана объединить в себе интересы ребенка, семьи, общества и государства, выступающим основным социальным заказчиком. Программа составлена с учетом потребностей детей, родителей, образовательных учреждений, социума.
Настоящая программа выполнена на основе примерной программой для детско — юношеских спортивных школ, специализированных детско — юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. Москва, 2005 г.
Программа составлена с учетом передового опыта обучения и тренировки гимнастов, результатов последних научных рекомендаций в данном виде дополнительного образования, практических рекомендаций по возрастной физиологии и медицине, по теории и методике физического воспитания, педагогике, психологии и гигиене, а так же с учетом имеющейся спортивной базы и педагогического контингента.
Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса подготовки гимнастов, преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармоничного развития юных спортсменов, воспитания морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, трудолюбия, развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.
Данная программа по спортивной гимнастике составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Закона от 04.12.2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказом Министерства Спорта российской Федерации от 12.09.2013 года № 731 «Об утверждении приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта». Приказом Министерства Спорта Российской Федерации от 27.12.2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», Приказом Министерства Спорта Российской Федерации от 12.09.2013 года № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам». Письмо Министерства Спорта Российской Федерации от 12.05.2014 года № ВМ-0410/2554 «О направлении методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской» Федерации, санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14 № 41 от 04.07.2014г., Уставом МОБУ ДОД «ДЮСШ».
Педагогическая целесообразность заключается в систематизации имеющегося педагогического опыта, рекомендаций данных в последних нормативных актах и разработке конкретных методических и практических
4
приемов используемых в процессе воспитания и обучения с учетом условий и спортивной материально-технической базы.
Отличительной особенностью данной программы является:
- использование в тренировочном процессе инновационного подхода к традиционной методике обучения, обусловленных имеющимся в нашем распоряжении стандартным спортивным залом;
- учет особенностей современных правил по спортивной гимнастике, соответствующих международным правилам;
- учет технических требований к выполнению упражнений в соответствии с международными правилами соревнований;
- общая физическая подготовка гимнастов с учетом видоизменения гимнастических снарядов.
Основной целью программы является создание условий для развития способностей, заложенных в ребенке природой, для дальнейшего его саморазвития, самосовершенствования, воспитания физически развитой личности.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- Воспитывать устойчивый интерес к систематическим занятиям спортивной гимнастикой.
- Развивать физические качества спортсменов.
- Обучить основам техники спортивной гимнастики.
- Развивать уровень подготовленности гимнастов, участвовать в соревнованиях внутри школьного уровня.
Возраст детей: от 5 лет до 18 лет.
Сроки реализации: весь период.
Этапы:
1.Спортивно-оздоровительный этап: Весь период;
Формы занятий по спортивной гимнастике:
- Теоретические и практические;
- Тестирование (промежуточное и итоговое);
- Участие в соревнованиях;
- Просмотр видеозаписей, учебных фильмов, соревнований спортсменов высокого класса;
- Домашние задания;
- Спортивно-массовые мероприятия;
Таблица 1
№ п/п | Этап подготовки | Нормативный срок освоения |
1 | Этап спортивно-оздоровительный | Весь период |
5
2 Режим учебно-тренировочного процесса и наполняемость учебных групп:
Таблица 2
Этапы обучения |
Период обучения (лет) | Минимальная наполняемость групп (чел.) | Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки (час/нед.) |
Спортивно-оздоровительный |
Весь период |
15 |
6 |
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- Стабильность состава занимающихся (посещаемость).
- Сохранение и укрепление здоровья, уровень физического развития занимающихся (антропометрия, динамометрия, измерение ЧСС).
- Динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся (тестирование).
- Повышение уровня общей физической подготовки, овладение навыками техники спортивной гимнастики
- Выступление на соревнованиях внутри школьного уровня.
3 Формы подведения итогов реализации программы:
Выполнение контрольных упражнений:
Таблица 3
Контрольные упражнения (ед. измерения) | Спортивно-оздоровительный этап |
Бег 20м (сек.) | 5,2 |
Прыжок в длину с места (см) | 130 |
Подтягивание на перекладине (раз) | 3 |
Сгибание рук в упоре от гимн. скамейки (раз) | 10 |
Стойка на голове (на лопатках) (сек) | 1 |
Шпагат
Мост |
+
+ |
Наклон вперёд – ноги вместе сидя | + |
Наклон вперёд – ноги врозь сидя | + |
Поднимание ног в угол в висе на гимн. стенке (раз) | 2 |
6
4 Годовой Учебный план на 46 учебных недель
Таблица 4 | ||||||||
Содержание | Спортивно-оздоровительный этап | |||||||
Количество часов в неделю | 6 | |||||||
Теоретическая подготовка (час) | 5 | |||||||
Общая физическая подготовка (час) | 88 | |||||||
Специальная физическая подготовка (час) | 68 | |||||||
Технико-тактическая подготовка (час) | 106 | |||||||
Контрольные упражнения (час) | 6 | |||||||
Участие в соревнованиях (час) | 3 | |||||||
Инструкторская и судейская практика (час) | 0 | |||||||
Всего часов | 276 | |||||||
7
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Успех в подготовке юных спортсменов определяются:
- Теоретической подготовленностью и педагогическим мастерством тренера, его умением организовать образовательный процесс, разнообразно и интересно проводить учебные занятия, владением знаниями сенситивных периодов развития детей и подростков, способностью находить взаимный контакт со спортсменами, добиваться выполнения поставленных задач, повышать мотивацию действий занимающихся;
- Сознательным участием спортсменов в образовательном процессе;
- Материальным обеспечением тренировочного процесса (условиями проведения занятий, состоянием спортивной базы, наличием инвентаря, медицинским обеспечением и т.д.).
В основе принципов построения физической подготовки лежат педагогические принципы воспитания и обучения. Главным принципом при планировании подготовки гимнастов является постепенность, обеспечивающая планомерную тренировку и единство трех тесно связанных компонентов: технической, физической и психологической подготовки.
При планировании многолетней подготовки, кроме того, необходимо учитывать следующее:
- Строгую преемственность задач, средств и методов тренировки гимнастов; Выполнение упражнений общей и специальной физической подготовки;
- Непрерывное совершенствование технического мастерства;
- Планирование тренировочных нагрузок;
- Одновременное развитие физических качеств спортсмена на всём периоде обучения.
Этапы многолетней подготовки.
Теория и практика спортивной гимнастики предусматривает 4 этапа многолетней подготовки:
- оздоровительный этап.
- Этап начальной подготовки.
- Тренировочный этап.
- Этап спортивного совершенствования.
Каждый этап имеет свои задачи:
Преимущественной направленностью образовательного процесса в группах спортивно-оздоровительного этапа является выявление задатков и способностей детей. Преобладающими методами учебных занятий должны быть игровой метод применительно к задачам технической и физической подготовки юных гимнастов.
Основными задачами при работе со спортивно-оздоровительными группами должны быть:
- Укрепление здоровья учащихся;
- Содействие всестороннему физическому развитию;
- Повышение уровня развития основных физических качеств;
8
- Воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям гимнастикой;
- Привитие элементарных гигиенических навыков;
- Освоение элементов гимнастического стиля (осанка, выполнение упражнений с прямыми ногами, оттянутыми носками, действия свободными руками и др.);
- Музыкально-ритмическое воспитание для развития навыков и качеств, определяющих культуру движения;
- Овладение техникой базовых упражнений гимнастической «школы» на брусьях;
- Овладение техникой базовых упражнений гимнастической «школы» на коне махи;
- Овладение техникой базовых упражнений гимнастической «школы» на опорном прыжке;
- Овладение техникой базовых упражнений гимнастической «школы» на акробатике;
- Овладение техникой базовых упражнений гимнастической «школы» на перекладине;
- Овладение техникой базовых упражнений гимнастической «школы» на кольцах;
- Развитие гибкости и подвижности в суставах;
- Развитие выносливости и силы с использованием игрового метода;
Преимущественной направленностью образовательного процесса на спортивно-оздоровительном этапе является всесторонняя физическая подготовка, развитие физических и двигательных специальных качеств, обучение техники выполнения упражнений на гимнастических снарядах.
6 ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
- Теоретические и практические.
- Тестирование (промежуточное и итоговое).
- Участие в внутри школьных соревнованиях.
- Просмотр видеозаписей, учебных фильмов, соревнований.
спортсменов высокого класса.
- Индивидуальные занятия.
- Домашнее задание.
- Спортивно-массовые мероприятия.
9
7 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
|
|
|
Рис. 1
10
СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД:
- БЕСЕДА, РАССКАЗ, ОБЪЯСНЕНИЯ, РАЗБОР
- УКАЗАНИЯ, РАСПОРЯЖЕНИЯ, ОПИСАНИЯ.
НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД:
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ, НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ
ВИДЕОЗАПИСЕЙ, СОРЕВНОВАНИЙ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГИМНАСТОВ;
- ДЕМОНСТРАЦИЯ (ЖИВОЙ ПОКАЗ, ПРИМЕР);
ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД:
- МЕТОД УПРАЖНЕНИЙ;
- ЦЕЛОСТНЫЙ И РАСЧЛЕНЁННЫЙ МЕТОДЫ РАЗУЧИВАНИЯ;
- СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД;
- ИГРОВОЙ МЕТОД;
- МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ.
8 СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
- упражнения для укрепления мышц плечевого пояса
- упражнения для развития силы мышц рук
- упражнения для развития мышц брюшного пресса
- упражнения для развития мышц спины
- упражнения для развития мышц ног, связок голеностопного сустава
- упражнения для развития выносливости
- упражнения на гибкость и подвижности в суставах
- упражнения для развития координации
- элементы хореографии
- упражнения для укрепления вестибулярного аппарата
Умение использовать физические упражнения из других видов спорта для улучшения двигательных качеств необходимых в гимнастическом многоборье и совершенствования техники гимнастических элементов.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
- наклоны вперед из различных исходных положений
- шпагаты
11
- «мост»
- махи ногами
- стойки на руках
- специальные упражнения на брусьях
- упражнения для развития специальной прыгучести
- упражнения для улучшения техники разбега
- хореографическая подготовка
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА СПОРТИВНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ
- Акробатика
- наклоны туловища из различных исходных положений
- «шпагат»
- упражнения в «мостах»
- перекаты в группировке, стойка на лопатках, на голове
- кувырки
- стойка на руках (с помощью или у опоры)
- переворот боком, назад, вперед
- элементы хореографии
- Брусья
- угол в упоре
- махи в упоре
- соскок махом назад
- Кольца
- Вис согнувшись
- Вис прогнувшись
- Размахивания в висе
- соскок махом назад
4.Опорный прыжок
- наскоки на мостик
- наскок в упор присев, соскок прогнувшись
- переворот на горку матов
5.Перекладина
- отмах, соскок махом назад
- размахивание в висе
- соскок махом назад
9 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Учебно-тренировочный процесс в современной гимнастике не могут успешно осуществляться без учёта психологического фактора в подготовке. Для этого используются организационно-педагогические приёмы, основными задачами которых является:
12
- Создание психологического комфорта во время тренировки с каждым учеником.
- Правильная оценка своих достижений, воспитание уверенности в своих силах и стремление к достижению лучшего результата.
- Овладение приёмами внушения и самовнушения, адаптации к ожидаемым условиям, идеомоторной подготовкой к выполнению упражнения.
- Воспитание способности концентрировать внимание и сохранять его на высоком уровне до окончания упражнения.
- Поощрение удачных исполнений педагогическими средствами-похвалой и др.
Распределение средств и методов педагогической подготовки зависит от психологических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности учебных занятий.
10 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА НА ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ
Спортивно-оздоровительный этап:
- Стабильность состава занимающихся.
- Динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся.
- Уровень освоения основ техники гимнастических элементов, навыков гигиены и самоконтроля.
13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волков В. М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей //Теория и практика физической культуры. – М., 1993. — № 5. – С. 41.
- Гавердовский Ю. К., Матвеев А. П., Малофеев А. Ю., Непопалов В. Н., Петрова Т. В. Примерная программа начального общего образования по физической культуре. – М.: Дрофа, 2000. – С. 54 – 56.
- Ильин Е. П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 218.
- Крючек Е. С., Кудашова Л.Т., Сомкин А.А., Малышева О.М. Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно-оздоровительной работе: Учебное пособие. — С-Петербург: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1994 — С.4.
- Крючек Е. С. От удовольствия к мастерству и авторитету.//Гимнастический мир, Санкт- Петербурга. – 1999. — №1. — С. 11.
- Лисицкая Т. С., Ростовцева М. Ю., Ширковец Е.А. Ритмическая гимнастика: Методика и физическое воздействие //Гимнастика: Сб. статей. – 1985. — № 1. — С. 29.
- Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. — Ростов — на-Дону: Феникс, 2002 — С. 79; 81 – 83.
- Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/ Н. Г. Озолин. – М.: Астрель, 2002. – С. 536.
- Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе. – М.: Педагогический поиск, 2000. – С. 3 – 5.
- Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: ФиС, 2000. – С. 161.
- Попованова Н. А., Кравченко В. М. К вопросу о развитии двигательной активности детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. – 2007. — № 8. – С. 68.
- Сапин М. Р., Брыскина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2002. – С. 14 – 15.