Дополнительная предпрофессиональная программа по спортивной гимнастике
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
« ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» ГОРОДА ВОЛХОВ
Принята Утверждено
педагогическим Приказом № 72 от 24.07.2015г.
Советом «ДЮСШ»
Протокол № 3 от
21 июля 2015 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
Срок реализации образовательной программы до 7 лет
Программа разработана:
Донцовым В.П., зам. директора по УВР
Цветковым А.М., тренером-преподавателем высшей категории
Васталь В.О., тренером-преподавателем первой категории
г. Волхов
2015 год
2
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п |
Раздел |
Стр. |
1 |
Пояснительная записка |
3 |
2 |
Режим учебно-тренировочного процесса и наполняемость учебных групп |
5 |
3 |
Контрольно-переводные нормативы по этапам подготовки |
5-6 |
4 |
Годовой Учебный план по этапам подготовки |
7 |
5 |
Методическое обеспечение образовательного процесса |
8-11 |
6 |
Общая физическая подготовка |
11 |
7 |
Специальная физическая подготовка |
12 |
8 |
Техническая подготовка |
12-14 |
9 |
Психологическая подготовка |
14-15 |
Критерии оценки образовательного процесса на этапах многолетней подготовки |
15 |
|
10 |
Список литературы |
16 |
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная предпрофессиональная программа по спортивной гимнастике — является дополнительной общеобразовательной программой физкультурно – спортивной направленности.
Программа муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» города Волхов отделения спортивной гимнастики призвана объединить в себе интересы ребенка, семьи, общества и государства, выступающим основным социальным заказчиком. Программа составлена с учетом потребностей детей, родителей, образовательных учреждений, социума.
Настоящая программа выполнена на основе примерной программой для детско — юношеских спортивных школ, специализированных детско — юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. Москва, 2005 г.
Программа составлена с учетом передового опыта обучения и тренировки гимнастов, результатов последних научных рекомендаций в данном виде дополнительного образования, практических рекомендаций по возрастной физиологии и медицине, по теории и методике физического воспитания, педагогике, психологии и гигиене, а так же с учетом имеющейся спортивной базы и педагогического контингента.
Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса подготовки гимнастов, преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармоничного развития юных спортсменов, воспитания морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, трудолюбия, развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.
Данная программа по спортивной гимнастике составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Закона от 04.12.2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказом Министерства Спорта российской Федерации от 12.09.2013 года № 731 «Об утверждении приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта». Приказом Министерства Спорта Российской Федерации от 27.12.2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», Приказом Министерства Спорта Российской Федерации от 12.09.2013 года № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам». Письмо Министерства Спорта Российской Федерации от 12.05.2014 года № ВМ-0410/2554 «О направлении методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской» Федерации, санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14 № 41 от 04.07.2014г., Уставом МОБУ ДОД «ДЮСШ».
Педагогическая целесообразность заключается в систематизации имеющегося педагогического опыта, рекомендаций данных в последних нормативных актах и разработке конкретных методических и практических
4
приемов используемых в процессе воспитания и обучения с учетом условий и спортивной материально-технической базы.
Отличительной особенностью данной программы является:
- использование в тренировочном процессе инновационного подхода к традиционной методике обучения, обусловленных имеющимся в нашем распоряжении стандартным спортивным залом;
- использование в подготовке юных спортсменов специалистов из смежных спортивных специальностей;
- учет особенностей современных правил по спортивной гимнастике, соответствующих международным правилам;
- учет технических требований к выполнению упражнений в соответствии с международными правилами соревнований;
- спортивная подготовка гимнастов с учетом видоизменения гимнастических снарядов.
Основной целью программы является создание условий для развития способностей, заложенных в ребенке природой, для дальнейшего его саморазвития, самосовершенствования, воспитания физически развитой личности.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- Воспитывать устойчивый интерес к систематическим занятиям спортивной гимнастикой.
- Развивать физические качества спортсменов.
- Обучить основам техники и тактики спортивной гимнастики.
- Повышать уровень спортивной подготовленности гимнастов, участвовать в соревнованиях различного уровня.
Возраст детей: от 7 лет до 18 лет.
Сроки реализации: до 7 лет.
Этапы:
1.Этап начальной подготовки: 2 года;
2.Тренировочный этап: 5 лет;
Формы занятий по спортивной гимнастике:
- Теоретические и практические;
- Тестирование (промежуточное и итоговое);
- Участие в соревнованиях;
- Восстановительно-профилактические мероприятия;
- Просмотр видеозаписей, учебных фильмов, соревнований спортсменов высокого класса;
- Индивидуальные занятия;
- Домашние задания;
- Учебно-тренировочные сборы;
- Спортивно-оздоровительные лагеря;
- Спортивно-массовые мероприятия;
- Инструкторская и судейская практика.
5
Таблица 1
№ п/п | Этап подготовки | Нормативный срок освоения |
1 | Этап начальной подготовки | Два года |
2 | Тренировочный этап | Начальная специализация – Два года
Углубленная специализация – Три года |
Режим учебно-тренировочного процесса и наполняемость учебных групп:
Таблица 2
Этапы обучения |
Период обучения (лет) | Минимальная наполняемость групп (чел.) | Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки (час/нед.) |
Начальной подготовки |
первый год | 15 | 6 |
второй год | 12 | 9 | |
Тренировочный |
первый год | 10 | 12 |
второй год | 10 | 14 | |
третий год | 8 | 16 | |
четвертый год | 6 | 18 | |
Пятый год | 6 | 18
|
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- Стабильность состава занимающихся (посещаемость).
- Сохранение и укрепление здоровья, уровень физического развития занимающихся (антропометрия, динамометрия, измерение ЧСС).
- Динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся (тестирование).
- Повышение уровня спортивной подготовки, овладение навыками техники спортивной гимнастики
- Выступление на соревнованиях различного уровня, выполнение спортивных разрядов.
Формы подведения итогов реализации программы:
Выполнение контрольно-переводных нормативов по этапам подготовки:
Таблица 3
Контрольные упражнения (ед. измерения) |
НП-1 |
НП-2 |
ТЭ-1 |
ТЭ-2 |
ТЭ-3 |
ТЭ-4 |
ТЭ-5
|
Бег 20м (сек.) | 5,0 | 4,9 | 4,8 | 4,7 | 4,6 | 4,3 | 4,1 |
Прыжок в длину с места (см) |
135 |
140 |
150 |
165 |
175 |
185 |
200 |
Подтягивание на перекладине (раз) |
4 |
5 |
6 |
8 |
9 |
12 |
14 |
Сгибание рук в упоре от гимн. Скамейки (раз) |
12 |
15 |
20 |
30 |
|||
Стойка на голове (на лопатках) (сек) |
2 |
4 |
|
||||
Шпагат
Мост |
+ |
+
+ |
+
+ |
+
+ |
+
+ |
+
+ |
+
+ |
Угол в упоре на брусьях (сек) |
5 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
Наклон вперёд – ноги вместе |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Наклон вперёд – ноги врозь |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях |
|
|
|
10 |
14 |
18 |
20 |
Спичаги | 2 | 3 | 4-5 | 5-6 | |||
Горизонтальный вис сзади на кольцах (сек) |
2 |
3 |
6 |
8 |
|||
Поднимание ног в угол в висе на гимн. стенке (раз) |
2 |
4 |
6 |
9 |
12
|
15 |
18 |
7
Годовой Учебный план по этапам подготовки на 46 учебных недель
Таблица 4 | |||||||||||||
Содержание средств | НП-1 | НП-2 | ТЭ-1 | ТЭ-2 | ТЭ-3 | ТЭ-4 | ТЭ -5 | ||||||
Количество часов в неделю | 6 | 9 | 12 | 14 | 16 | 18 | 18 | ||||||
Теоретическая подготовка | 5 | 6 | 8 | 10 | 10 | 10 | 10 | ||||||
Общая физическая подготовка | 88 | 102 | 90 | 80 | 105 | 110 | 110 | ||||||
Специальная физическая подготовка | 68 | 82 | 135 | 100 | 131 | 154 | 154 | ||||||
Технико-тактическая подготовка | 106 | 212 | 305 | 430 | 466 | 530 | 530 | ||||||
Контрольные нормативы | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | ||||||
Участие в соревнованиях | 3 | 6 | 8 | 10 | 10 | 10 | 10 | ||||||
Инструкторская и судейская практика | 0 | 0 | 0 | 8 | 8 | 8 | 8 | ||||||
Всего часов | 276 | 414 | 552 | 644 | 736 | 828 | 828 | ||||||
8
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Успех в подготовке спортсменов высокого класса определяются:
- Теоретической подготовленностью и педагогическим мастерством тренера, его умением организовать образовательный процесс, разнообразно и интересно проводить учебные занятия, владением знаниями сенситивных периодов развития детей и подростков, способностью находить взаимный контакт со спортсменами, добиваться выполнения поставленных задач, повышать мотивацию действий занимающихся;
- Рациональным планированием образовательного процесса, основанного на известных принципах построения спортивной подготовки и использованием достижений спортивной науки;
- Сознательным участием спортсменов в образовательном процессе;
- Материальным обеспечением тренировочного процесса (условиями проведения занятий, состоянием спортивной базы, наличием инвентаря, медицинским обеспечением и т.д.).
В основе принципов построения спортивной подготовки лежат педагогические принципы воспитания и обучения. Главным принципом при планировании подготовки гимнастов является постепенность, обеспечивающая планомерную тренировку и единство трех тесно связанных компонентов: технической, физической и психологической подготовки.
При планировании многолетней подготовки, кроме того, необходимо учитывать следующее:
- Строгую преемственность задач, средств и методов тренировки гимнастов; Выполнение нормативов общей и специальной физической подготовки;
- Непрерывное совершенствование технического мастерства;
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом уровня спортивного мастерства;
- Одновременное развитие физических качеств спортсмена на всех этапах обучения.
Этапы многолетней подготовки.
Теория и практика спортивной гимнастики предусматривает 4 этапа многолетней подготовки:
- оздоровительный этап.
- Этап начальной подготовки.
- Тренировочный этап.
- Этап спортивного совершенствования.
Каждый этап имеет свои задачи:
Преимущественной направленностью образовательного процесса в группах начальной подготовки является выявление задатков и способностей детей. Преобладающими методами учебных занятий должны быть игровой метод применительно к задачам технической и физической подготовки юных гимнастов.
9
Основными задачами при работе с группами начальной подготовки должны быть:
- Укрепление здоровья учащихся;
- Содействие всестороннему физическому развитию;
- Повышение уровня развития основных физических качеств;
- Воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям гимнастикой;
- Привитие элементарных гигиенических навыков;
- Освоение элементов гимнастического стиля (осанка, выполнение упражнений с прямыми ногами, оттянутыми носками, действия свободными руками и др.);
- Музыкально-ритмическое воспитание для развития навыков и качеств, определяющих культуру движения;
- Овладение техникой базовых упражнений гимнастической «школы» на брусьях;
- Овладение техникой базовых упражнений гимнастической «школы» на коне махи;
- Овладение техникой базовых упражнений гимнастической «школы» на опорном прыжке;
- Овладение техникой базовых упражнений гимнастической «школы» на акробатике;
- Овладение техникой базовых упражнений гимнастической «школы» на перекладине;
- Овладение техникой базовых упражнений гимнастической «школы» на кольцах;
- Развитие гибкости и подвижности в суставах;
- Развитие выносливости и силы с использованием игрового метода;
Преимущественной направленностью образовательного процесса на Тренировочном этапе является всесторонняя физическая подготовка, развитие физических и двигательных специальных качеств, обучение техники выполнения упражнений на гимнастических снарядах. Преобладающими методами учебных занятий должны быть практический и соревновательный методы.
Основными задачами при работе с группами тренировочного этапа должны быть:
- Развитие специальных физических качеств;
- Повышение общефизической подготовки;
- Совершенствование техники базовых элементов гимнастической «школы»;
- Обучение основам техники упражнений на гимнастических снарядах;
- Освоение сложных элементов и соединений;
- Выполнение комбинационных упражнений на гимнастических снарядах;
- Воспитание специальной выносливости;
- Развитие скоростно-силовых качеств с помощью специальных упражнений;
- Развитие подвижности в суставах, ротации позвоночника и координационных способностей;
10
- Воспитание волевых качеств;
- Приобретение соревновательной практики.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
- Теоретические и практические.
- Тестирование (промежуточное и итоговое).
- Участие в соревнованиях.
- Восстановительно-профилактические мероприятия.
- Просмотр видеозаписей, учебных фильмов, соревнований.
спортсменов высокого класса.
- Индивидуальные занятия.
- Домашнее задание.
- Учебно-тренировочные сборы.
- Спортивно-оздоровительные лагеря.
- Спортивно-массовые мероприятия.
- Прохождение инструкторской и судейской практики.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
|
|
|
Рис. 1
11
СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД:
- БЕСЕДА, РАССКАЗ, ОБЪЯСНЕНИЯ, РАЗБОР
- УКАЗАНИЯ, РАСПОРЯЖЕНИЯ, ОПИСАНИЯ.
НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД:
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ, НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ
ВИДЕОЗАПИСЕЙ, СОРЕВНОВАНИЙ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГИМНАСТОВ;
- ДЕМОНСТРАЦИЯ (ЖИВОЙ ПОКАЗ, ПРИМЕР);
ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД:
- МЕТОД УПРАЖНЕНИЙ;
- ЦЕЛОСТНЫЙ И РАСЧЛЕНЁННЫЙ МЕТОДЫ РАЗУЧИВАНИЯ;
- СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД;
- ИГРОВОЙ МЕТОД;
- МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНЕРОВКИ.
СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
- упражнения для укрепления мышц плечевого пояса
- упражнения для развития силы мышц рук
- упражнения для развития мышц брюшного пресса
- упражнения для развития мышц спины
- упражнения для развития мышц ног, связок голеностопного сустава
- упражнения для развития выносливости
- упражнения на гибкость и подвижности в суставах
- упражнения для развития координации
- элементы хореографии
- упражнения для укрепления вестибулярного аппарата
Выполнение физических упражнений в различных режимах физических нагрузок (различные сочетания объема и интенсивности, интервальный и повторный методы, работа в аэробном и анаэробном режимах).
Умение переносить приобретенные навыки из других видов спорта на свою специализацию.
Умение использовать физические упражнения из других видов спорта для улучшения двигательных качеств необходимых в гимнастическом многоборье и совершенствования техники гимнастических элементов.
12
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
- наклоны вперед из различных исходных положений
- шпагаты
- «мост»
- махи ногами
- стойки на руках
- специальные упражнения на брусьях
- упражнения для развития специальной прыгучести
- упражнения для улучшения техники разбега
- хореографическая подготовка
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
- Акробатика
- наклоны туловища из различных исходных положений
- «шпагат»
- упражнения в «мостах»
- перекаты в группировке, стойка на лопатках, на голове
- кувырки
- стойка на руках (с помощью или у опоры)
- переворот боком, назад, вперед
- «рондат»
- элементы хореографии
- Брусья
- угол в упоре
- махи в упоре
- соскок махом назад
- Кольца
- Вис согнувшись
- Вис прогнувшись
- Размахивания в висе
- соскок махом назад
4.Опорный прыжок
- наскоки на мостик
- наскок в упор присев, соскок прогнувшись
- переворот на горку матов
5.Перекладина
- подъём переворотом
- отмах, соскок махом назад
- размахивание в висе
- соскок махом назад
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ
ПЕРВОГО И ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
13
- Акробатика
- стойка на руках (ходьба, повороты, соединения с другими элементами)
- темповые перевороты (варианты)
- курбет
- фляк (серия фляков)
- курбет фляк
- рондат –фляк
- сальтовые элементы
- акробатические соединения
- батутная подготовка
- в/упражнения согласно спец. требований программ 1юношеского разряда
- Опорный прыжок
- наскок в стойку на руках
- переворот вперед через кубы
- переворот вперед через прыжкового коня
- Брусья
- с прыжка — вис углом и подъём разгибом
- стойка силой (любая)
- подъём махом назад в упор
- махом назад стойка на руках
- Конь махи
- на коне без ручек 5 кругов в упоре поперёк
- проходка вперёд (за любое количество кругов)
- круги с поворотом
- Кольца
- из размахивания выкрут вперёд прогнувшись (два выкрута вперёд прогнувшись)
- подъём махом назад прогнувшись
- из виса согнувшись, два выкрута назад
- соскок сальто назад, прогнувшись
6.Перекладина
- из размахивания, подъём разгибом – отмах
- большие обороты вперёд, назад (со страховкой)
- соскок сальто назад (со страховкой)
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ ТРЕТЬЕГО,ЧЕТВЁРТОГО И ПЯТОГО ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ
- Акробатика
- сальтовые элементы
- серия фляков
- рондат-фляк-бланш
- рондат-фляк-сальто назад с поворотом на 3600,5400
- соединения элементов
14
- батутная подготовка
- в/упражнения согласно спец. требований III,II,I разрядов
- Опорный прыжок
- переворот (варианты с поворотами в первой и во второй фазе)
- переворот и полтора сальто вперед в группировке
- «цукахара» в группировке (варианты)
- Брусья
- Из виса углом, подъём разгибом
- Стойка силой
- Отодвиг в вис и подъём махом вперёд в упор на руках
- Стойка на руках, поворот плечом вперёд
- Махом вперёд, сальто назад, прогнувшись соскок
- Конь махи
- круги на теле коня
- Круги в ручках
- Переход с ручек на тело коня
- Круги в ручках — соскок прогнувшись
- Круги с разведением ног в ручках, на теле коня
- Кольца
- два выкрута вперёд, прогнувшись
- подъём махом назад в упор
- стойка силой
- высокие выкруты вперёд, назад
- соскок сальто назад прогнувшись (с поворотом на 360 градусов)
6.Перекладина
- подъём разгибом
- большие обороты назад и «келлеровский» поворот
- большие обороты вперёд и поворот плечом вперёд
- соскок сальто назад прогнувшись (с поворотом на 360 градусов)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Учебно-тренировочный и соревновательный процесс в современной гимнастике не могут успешно осуществляться без учёта психологического фактора в подготовке. Для этого используются организационно-педагогические приёмы, основными задачами которых является:
1.Создание психологического комфорта во время тренировки с каждым учеником.
15
2.Правильная оценка своих побед и возможных поражений, воспитание уверенности в своих силах и стремление к достижению лучшего результата.
3.Овладение приёмами внушения и самовнушения, адаптации к ожидаемым условиям, идеомоторной подготовкой к выполнению упражнения.
4.Воспитание способности концентрировать внимание и сохранять его на высоком уровне до окончания упражнения.
5.Приучение к самоконтролю за внешним проявлением эмоциональной напряженности или угнетения.
6.Применение аутогенной тренировки (полное расслабление мышц, достижения состояния покоя).
7.Систематическое обращение к соревновательной модели: сокращение разминки, выполнение упражнения на оценку, привлечение зрителей.
8.Поощрение удачных исполнений педагогическими средствами-похвалой и др.
Распределение средств и методов педагогической подготовки зависит от психологических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности учебных занятий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА НА ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ
Этап начальной подготовки:
- Стабильность состава занимающихся.
- Динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся.
- Уровень освоения основ техники гимнастических элементов, навыков гигиены и самоконтроля.
Тренировочный этап:
- Состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся.
- Динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.
- Освоение объёмов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой по спортивной гимнастике.
- Освоение теоретического раздела программы.
16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для вузов по направлению «Педагогика»/ И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под ред. Н. Н. Маликова. – М.: Академия, 2006. – С 147.
- Волков В. М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей //Теория и практика физической культуры. – М., 1993. — № 5. – С. 41.
- Гавердовский Ю. К., Матвеев А. П., Малофеев А. Ю., Непопалов В. Н., Петрова Т. В. Примерная программа начального общего образования по физической культуре. – М.: Дрофа, 2000. – С. 54 – 56.
- Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М. Л. Журавин, О. В. Загрядская, Н. В. Казакевич и др.; Под ред. М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова. – М.: Академия, 2002. – С. 326 — 327.
- Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры/ Под ред. А. Т. Брыкина, В. М. Смолевского. – М.: Ф и С, 1985. – С.260.
- Ильин Е. П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 218.
- Крючек Е. С., Кудашова Л.Т., Сомкин А.А., Малышева О.М. Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно-оздоровительной работе: Учебное пособие. — С-Петербург: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1994 — С.4.
- Крючек Е. С. От удовольствия к мастерству и авторитету.//Гимнастический мир, Санкт- Петербурга. – 1999. — №1. — С. 11.
- Лисицкая Т. С., Ростовцева М. Ю., Ширковец Е.А. Ритмическая гимнастика: Методика и физическое воздействие //Гимнастика: Сб. статей. – 1985. — № 1. — С. 29.
- Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. — Ростов — на-Дону: Феникс, 2002 — С. 79; 81 – 83.
- Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/ Н. Г. Озолин. – М.: Астрель, 2002. – С. 536.
- Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе. – М.: Педагогический поиск, 2000. – С. 3 – 5.
- Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: ФиС, 2000. – С. 161.
- Попованова Н. А., Кравченко В. М. К вопросу о развитии двигательной активности детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. – 2007. — № 8. – С. 68.
Сапин М. Р., Брыскина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2002. – С. 14 – 15.
- Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов/ Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Гратынь и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1979. – С.89.
- Устюгов Е. Д., Ендропов О. В. Индивидуальное психофизическое развитие человека. – Новосибирск: НГПУ, 1999. – С. 83 – 95.
- Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., Теория и методика физического воспитания и спорта. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2002. – С. 121 – 122; 174 – 179; 187.
Полный оригинальный текст документа в PDF-формате